Календарь
Меню сайта
Д.Р. - 15.09.2013г
Карта
Статистика
Онлайн всего: 1 Гостей: 1 Пользователей: 0 Новости региона
|
Рабочая программа «Основы исследовательской деятельности»Рабочая программа внеурочной деятельности «Основы исследовательской деятельности» Вид программы: базовая Программа адресована обучающимся 6-11 классов Срок реализации программы: 1 год Пояснительная записка Исследовательская деятельность школьников – это творческая деятельность, направленная на постижение окружающего мира, открытие детьми новых для них знаний и способов деятельности. Исследовательская деятельность является средством освоения действительности и его главные цели – установление истины, развитие умения работать с информацией, формирование исследовательского стиля мышления. Реализация программы «Основы исследовательской деятельности» способствует развитию ценностного, интеллектуального и творческого потенциала школьников, является средством их активизации, формирования интереса к изучаемому материалу, позволяет формировать предметные и общие умения. Направлена на формирование у ребёнка навыка исследовательской деятельности и носит метапредметный характер. Общие цели исследовательской деятельности:
Цель курса: Развитие исследовательских умений учащихся (поисковых, информационных, организационных, оценочных). Задачи курса: Основными задачами преподавания данного курса являются:
Данная программа предназначена для учащихся 5-11 классов, рассчитана на 70 часов, 2 часа в неделю. Форма освоения курса – очная. В связи с открытием в образовательной организации Центра образования цифрового и гуманитарного профилей «Точка роста» программа позволит расширить возможности по самореализации и развитию навыков общекультурных компетенций, цифровой грамотности, проектной, творческой деятельности. А так же разнообразит пути включения обучающихся в исследовательскую и проектную деятельность, и позволит использовать при проведении исследований интерактивное оборудование центра. Группы умений, которые формирует курс:
Принципы отбора содержания:
В качестве ведущих методов обучения используются проблемные, игровые, исследовательские, эвристические методы. Цели и задачи курса реализуются через содержание и формы организации учебного процесса. Содержание курса составляют следующие разделы: введение, методология научного творчества, этапы работы в рамках научного исследования, оформление исследовательской работы, представление результатов научно-исследовательской работы и массовые мероприятия. В процессе обучения используются следующие формы учебных занятий:
Содержание курса охватывает весь процесс научного исследования и в целях сохранения логики его изучения разделен на пять частей. Во «Введении» рассматриваются основные виды исследовательских работ. Вторая часть курса «Методология научного творчества» является исходной теоретической базой для последующей работы. Она включает изучение основных понятий научно-исследовательской работы, общей схемы научного исследования, методов научного познания, способов применения логических законов и правил, методов поиска информации. В третьей части рассматриваются этапы работы в рамках научного исследования: • выбор темы; • составление плана исследовательской деятельности; • изучение литературы по избранной теме; • работа с понятийным аппаратом; • опытно-экспериментальная деятельность. Четвертая часть курса посвящена оформлению исследовательской работы. В заключительной части содержатся рекомендации по представлению результатов исследовательской работы в ходе процедуры ее защиты. При прохождении тем важным является целостность, открытость и адаптивность материала. Логика построения программы обусловлена системой последовательной работы по овладению учащимися основами исследовательской деятельности: от осмысления сути исследовательской деятельности, от истоков научной мысли и теории, от творческой и уникальной деятельности выдающихся ученых – к изучению составных частей исследовательской деятельности. Необходимо, чтобы занятия курса побуждали к активной мыслительной деятельности, учили наблюдать понимать, осмысливать причинно-следственные связи между деятельностью человека и наукой, тем самым вырабатывать собственное отношение к окружающему миру. Теоретические и практические занятия способствуют развитию устной коммуникативной и речевой компетенции учащихся, умениям:
В процессе прохождения курса формируются
На занятиях дети знакомятся с перечисленными процессами проведения исследовательской работы. Освоение материала в основном происходит в процессе практической творческой деятельности, создании презентаций работ. Постижение каждого нового умения предполагает постоянное повторение пройденных тем, использование навыков, доведенных до автоматизма в результате планомерной работы. Ребенок должен не только грамотно и убедительно решать каждую из возникающих по ходу его работы практических задач, но и осознавать самому логику их следования. Поэтому важным методом обучения проектной деятельности является разъяснение ребенку последовательности действий и операций, в основе чего лежит механизм создания исследовательской работы. Систематизация и усвоение полученных теоретических знаний проверяется при выполнении учащимися практических работ – проведения предметного исследования и оформления собственной исследовательской деятельности. По окончании курса проводится публичная защита проекта исследовательской работы – опыт научного учебного исследования по предметной тематике, выступление, демонстрация уровня психологической готовности учащихся к представлению результатов работы. Итоги реализации курса могут быть представлены через презентации проектов, участие в конкурсах и олимпиадах по разным направлениям, выставки, научно-практические конференции, фестивали, чемпионаты. Материально-техническое обеспечение: компьютер, видеопроектор, принтер, 3-D принтер, ноутбуки, папки с файлами, памятки по оформлению исследовательской работы, картинки - наглядные опоры с изображением методов исследования, задания для проведения «мозгового штурма», логические задачи, образцы презентаций, каталог детских исследовательских работ. Межпредметные связи на занятиях курса:
В результате диагностики исследовательских интересов учащихся при выборе темы исследования взаимосвязь может произойти с любым учебным предметом.
Материал программы курса опирается на следующие понятия:
Тематическое планирование курса «Основы исследовательской деятельности»
Содержание курса Введение (4 часа) Цель: Познакомить учащихся с целями и задачами изучаемого курса. Понятие «исследовательская деятельность». Важность исследовательских умений в жизни современного человека. Диагностика исследовательских интересов учащихся. Виды исследовательских работ: доклад, тезисы доклада, стендовый доклад, литературный обзор, рецензия, научная статья, научный отчет, реферат, проект. Основные всероссийские и региональные научно-практические конференции и конкурсы школьников. Формальные требования к реферату. Требования к содержанию реферата. Структура реферата. Соответствие темы. Формулировка проблемы. Этапы работы над рефератом. Работа в текстовом редакторе Методология научного творчества (11 часов) Цель: Познакомить учащихся с основными понятиями научно-исследовательской работы, методами научного познания. Типы и характеристика проектов. Основные признаки проектов. Исследовательские проекты. Творческие проекты. Ознакомительно-ориентировочные проекты. Игровые проекты. Планирование содержания учебного проекта и этапов его проведения. Формальные требования к проекту. Требования к содержанию проекта. Структура проекта. Этапы работы над проектом. Основные понятия научно-исследовательской работы: тема, цель, задачи, гипотеза, идея, методы исследования, объект исследования, предмет исследования. Общая схема хода научного исследования: обоснование актуальности выбранной темы, постановка цели и конкретных задач исследования, определение объекта и предмета исследования, выбор методов и методики проведения исследования, описание процесса исследования, обсуждение результатов исследования, формулирование выводов и оценка полученных результатов. Методы научного познания: наблюдение, сравнение, измерение, эксперимент, абстрагирование, анализ и синтез; исторический метод, метод восхождения от абстрактного к конкретному. Применение логических законов и правил: закон тождества, закон противоречия, закон исключенного третьего, закон достаточного основания; правила построения логических определений. Поиск информации: виды информации (обзорная, реферативная, сигнальная, справочная), методы поиска информации. Оформление книжных, журнальных, газетных изданий. Оформление ресурсов Интернета. Постраничное и внутристраничное оформление ссылок. Этапы работы в рамках научного исследования (18 часов) Цель: Овладение техникой исследовательского поиска и применение полученных знаний в самостоятельной исследовательской деятельности. 1. Выбор темы. 2. Составление плана научно-исследовательской работы. 3. Работа с научной литературой. 4. Работа с понятийным аппаратом. 5. Опытно-экспериментальная работа. Оформление исследовательской работы (11 часов) Цель: Применение полученных знаний при оформлении исследовательской работы. Структура содержания исследовательской работы: титульный лист, оглавление, введение, основная часть, заключение (выводы), список литературы и других источников. Общие правила оформления текста научно-исследовательской работы: формат, объем, шрифт, интервал, поля, нумерация страниц, заголовки, сноски и примечания, приложения. Доклад как краткая содержательная часть исследования. Модели защиты реферата. Процедура защиты исследовательской работы. Влияние психологического фактора на процедуру защиты исследовательской работы. Требования к докладу. Представление результатов научно-исследовательской работы (22 часа) Цель: Учиться излагать добытую информацию, доказывать свою точку зрения. Психологический аспект готовности к выступлению. Требования к докладу. Культура выступления и ведения дискуссии: соблюдение правил этикета, обращение к оппонентам, ответы на вопросы, заключительное слово. Представление результатов исследования на научно-практических конференциях разного уровня и всероссийских конкурсах. Массовые мероприятия (4 часа) Исследовательская олимпиада (2 часа) Цель: Привлечь школьников 5-11 классов к проведению нового типа олимпиады - исследовательской, которая позволит не только проверить, насколько школьники владеют исследовательскими компетенциями, но и привлечь к данному виду деятельности новых детей. В ходе решения проблемы, участники смогут познакомиться с алгоритмом исследовательской работы, а также приобретут компетенции, которые дадут им возможность качественно заниматься научными работами. Исследовательская игра (2 часа) Цель игры:
По окончании программы курса учащиеся смогут продемонстрировать:
Ожидаемые результаты освоения программы Обучающийся будет знать:
Обучающийся будет уметь:
Обучающийся сможет решать следующие жизненно-практические задачи:
Обучающийся способен проявлять следующие отношения:
|