Суббота, 05.10.2024, 07:18

ПАШИНЦЫ paschinzi@yandex.ru

Календарь
ПнВтСрЧтПтСбВс
Меню сайта
Д.Р. - 15.09.2013г
Карта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Новости региона

Рабочая программа «Основы исследовательской деятельности»

Рабочая программа   внеурочной деятельности «Основы исследовательской деятельности» 

Вид программы: базовая

Программа адресована обучающимся  6-11 классов

Срок реализации программы: 1 год

Пояснительная записка

Исследовательская деятельность школьников – это творческая деятельность, направленная на постижение окружающего мира, открытие детьми новых для них знаний и способов деятельности. Исследовательская деятельность является средством освоения действительности и его главные цели – установление истины, развитие умения работать с информацией, формирование исследовательского стиля мышления.

Реализация программы «Основы исследовательской деятельности» способствует развитию  ценностного, интеллектуального и творческого потенциала  школьников, является средством их активизации, формирования интереса к изучаемому материалу, позволяет формировать предметные и общие умения. Направлена на формирование у ребёнка навыка исследовательской деятельности и носит метапредметный характер.

Общие цели исследовательской деятельности:

  • развитие исследовательских и коммуникативных умений, навыков сотрудничества;
  • развитие умений работать с информацией, формулировать пробле­мы и находить пути их решения;
  • развитие критического мышления;
  • воспитание детей, способных быть самостоятельными в мышлении, и действиях.

Цель курса: Развитие исследовательских умений учащихся (поисковых, информационных, организационных, оценочных).

Задачи курса:

Основными задачами преподавания данного курса являются:

  • развитие мотивации к процессу получения знаний;
  • ознакомление с ролью науки, научных и учебных исследований в жизни людей; знакомство с природой научного знания, методами исследований;
  • формирование умений осуществлять учебное исследование, работать с информацией, организовывать свою учебно-исследовательскую деятельность, анализировать и оценивать ее, презентовать результат;
  • развитие творческого, критического мышления, расширения кругозора учащихся;
  • развитие умений, способствующих саморазвитию учащихся: самовыражения, самопрезентации и рефлексии;
  • воспитание целеустремленности, самостоятельности, инициативности, творческого отношения к делу;

   Данная программа предназначена для учащихся 5-11 классов, рассчитана на 70 часов, 2 часа в неделю. Форма освоения курса – очная.

В связи с открытием в образовательной организации Центра образования цифрового и гуманитарного профилей «Точка роста» программа позволит расширить возможности по самореализации и развитию навыков общекультурных компетенций, цифровой грамотности, проектной, творческой деятельности.  А  так же разнообразит пути включения обучающихся в исследовательскую и проектную деятельность, и позволит использовать при проведении исследований интерактивное оборудование центра.

  Группы умений, которые формирует курс:

  • исследовательские (генерировать идеи, выбирать лучшее решение);
  • социального воздействия (сотрудничать в процессе учебной дея­тельности, оказывать помощь товарищам и принимать их помощь, следить за ходом совместной работы и направлять ее в нужное русло);
  • оценочные (оценивать ход, результат своей деятельности и деятель­ности других);
  • информационные (самостоятельно осуществлять поиск нужной инфор­мации; выявлять, какой информации или каких умений недостает);
  • презентационные (выступать перед аудиторией; отвечать на неза­планированные вопросы; использовать различные средства нагляд­ности; демонстрировать артистические возможности);
  • рефлексивные (отвечать на вопросы: "чему я научился?", "чему мне необходимо научиться?"; адекватно выбирать свою роль в коллек­тивном деле);
  • менеджерские (проектировать процесс; планировать деятельность ­время, ресурсы; принимать решение; распределять обязанности при выполнении коллективного дела).

Принципы отбора содержания:

  • Личностно-ориентированный подход (обращение к субъектному опыту обучающихся, то есть опыту собственной жизнедеятельности; признание самостоятельности и уникальности каждого ученика).
  • Природосообразности (учитывается возраст обучающегося, уровень его интеллектуальной подготовки, предполагающий выполнение заданий различной степени сложности).
  • Культуросообразности (приобщение учащихся к современной мировой культуре и их ориентация на общечеловеческие культурные ценности).
  • Свобода выбора решений и самостоятельность в их реализации.
  • Систематичность, последовательность, наглядность обучения.

   В качестве ведущих методов обучения используются проблемные, игровые, исследовательские, эвристические методы.

   Цели и задачи курса реализуются через содержание и формы организации учебного процесса.

   Содержание курса составляют следующие разделы: введение,   методология научного творчества, этапы работы в рамках научного исследования, оформление исследовательской работы, представление результатов научно-исследовательской работы и массовые мероприятия.

В процессе обучения используются следующие формы учебных занятий:

  • типовые занятия (объяснения и практические работы),
  • уроки-тренинги,
  • групповые исследования,
  • игры-исследования,
  • творческие проекты.

Содержание курса охватывает весь процесс научного исследования и в целях сохранения логики его изучения разделен на пять частей.

Во «Введении» рассматриваются основные виды исследовательских работ.

Вторая часть курса «Методология научного творчества» является исходной теоретической базой для последующей работы. Она включает изучение основных понятий научно-исследовательской работы, общей схемы научного исследования, методов научного познания, способов применения логических законов и правил, методов поиска информации.

В третьей части рассматриваются этапы работы в рамках научного исследования:

• выбор темы;

• составление плана исследовательской деятельности;

• изучение литературы по избранной теме;

• работа с понятийным аппаратом;

• опытно-экспериментальная деятельность.

Четвертая часть курса посвящена оформлению исследовательской работы.

В заключительной части содержатся рекомендации по представлению результатов исследовательской работы в ходе процедуры ее защиты.

При прохождении тем важным является целостность, открытость и адаптивность материала.

Логика построения программы обусловлена системой последовательной работы по овладению учащимися основами исследовательской деятельности: от осмысления сути исследовательской деятельности, от истоков научной мысли и теории, от творческой и уникальной деятельности выдающихся ученых – к изучению составных частей исследовательской деятельности. Необходимо, чтобы занятия курса побуждали к активной мыслительной деятельности, учили наблюдать понимать, осмысливать причинно-следственные связи между деятельностью человека и наукой, тем самым вырабатывать собственное отношение к окружающему миру.

Теоретические и практические занятия способствуют развитию устной коммуникативной и речевой компетенции учащихся, умениям:

  • вести устный диалог на заданную тему;
  • участвовать в обсуждении исследуемого объекта или собранного материала;
  • участвовать в работе конференций, чтений.

В процессе прохождения курса формируются

  • умения и навыки самостоятельной исследовательской деятельности;
  •  умения формулировать проблему исследования, выдвигать гипотезу;
  • навыки овладения методикой сбора и оформления найденного материала;
  • навыки овладения научными терминами в той области знания, в которой проводиться исследование;
  •  навыки овладения теоретическими знаниями по теме своей работы и шире;
  • умения оформлять доклад,  работу.

На занятиях дети знакомятся с перечисленными процессами проведения исследовательской работы. Освоение материала в основном происходит в процессе практической творческой деятельности, создании презентаций работ. Постижение каждого нового умения предполагает постоянное повторение пройденных тем, использование навыков, доведенных до автоматизма в результате планомерной работы.

Ребенок должен не только грамотно и убедительно решать каждую из возникающих по ходу его работы практических задач, но и осознавать самому логику их следования. Поэтому важным методом обучения проектной деятельности является разъяснение ребенку последовательности действий и операций, в основе чего лежит механизм создания исследовательской работы.

Систематизация и усвоение полученных теоретических знаний проверяется при выполнении учащимися практических работ – проведения предметного исследования и оформления собственной исследовательской деятельности.

По окончании курса проводится публичная защита проекта исследовательской работы – опыт научного учебного исследования по предметной тематике, выступление, демонстрация уровня психологической готовности учащихся к представлению результатов работы. Итоги реализации курса могут быть представлены через презентации проектов, участие в конкурсах и олимпиадах по разным направлениям, выставки, научно-практические конференции, фестивали, чемпионаты.

Материально-техническое обеспечение: компьютер, видеопроектор, принтер, 3-D принтер, ноутбуки, папки с файлами, памятки по оформлению исследовательской работы, картинки - наглядные опоры с изображением методов исследования, задания для проведения «мозгового штурма», логические задачи, образцы презентаций, каталог детских исследовательских работ.

Межпредметные связи на занятиях курса:

  • с уроками русского языка: запись отдельных выражений, предложений, абзацев из текстов изучаемых произведений;
  • с уроками математики: обработка статистических данных, построение диаграмм;
  • с уроками информатики: работа в текстовом редакторе.
  • с уроками истории: запись и использование исторических сведений по темам исследования.             
  •  с уроками изобразительного искусства: оформление творческих работ, участие в выставках рисунков при защите проектов;             
  • с уроками труда: изготовление различных элементов по темам исследования.

    В результате диагностики исследовательских интересов учащихся при выборе темы исследования взаимосвязь может произойти с любым учебным предметом.     

 

Материал программы курса опирается на следующие понятия:

  • проблема исследования как категория предлагает исследование неизвестного  в науке: что предстоит открыть, доказать, изучить с новых позиций;
  • тема исследования отражает проблему в ее характерных чертах. Удачная, четкая в смысловом отношении формулировка темы уточняет проблему, очерчивает рамки исследования, конкретизирует основной смысл, создавая тем самым предпосылки успеха работы в целом;
  • актуальность выбранной темы обосновывает необходимость проведения исследования;
  • цель формулируется кратко и предельно точно, в смысловом отношении выражая то основное, что намеревается сделать исследователь;
  • объект исследования – это область, в рамках которой ведется исследование совокупностей связей. Отношений и свойств как источника необходимой для исследования информации;
  • предмет исследования более конкретен и включает только те связи и отношения, которые подлежат непосредственному изучению в данной работе, он устанавливает границы научного поиска в каждом объекте. Предмет изучается в рамках какого-нибудь объекта.

 

Тематическое планирование курса «Основы исследовательской деятельности»

 

Раздел

Тема занятий

Кол-во часов

Форма учебного занятия

 

Измерители

Дата проведе-

ния

Ауд.

Внеауд.

Введение (4 часов)

1

Наука и научное познание. Виды исследовательских работ

1

 

Семинар-практикум

Конспект

Самоконтроль

 

2

Формы представления исследовательских работ

1

 

Семинар-практикум

Конспект.

Самоконтроль

 

3

Что такое реферат и как его написать. Требования к оформлению реферата.

1

 

Семинар-практикум

Конспект

Реферат

 

4

Работа в текстовом редакторе.

1

 

Семинар-практикум.

Практическая работа

Самоконтроль

Работа в текстовом редакторе.

 

Методология научного творчества (11 часов)

5

Проектная деятельность. Типы и характеристика проектов.

1

 

Семинар-практикум

Самоконтроль

Конспект

 

6

Структура проекта

Виды проектов.

1

 

Семинар-практикум

Самоконтроль

Конспект

 

7

Последовательность работы над проектом.  Как создать проект.

1

 

Творческие проекты

Мини-проект

 

8

Основные понятия научно-исследовательской работы. Методы исследования.

1

 

Семинар-практикум

Самоконтроль

Конспект

 

9-10

Работа с источниками информации

 

2

Библиотечный урок

Самоконтроль

Конспект

 

11-12

Оформление списка используемой литературы, и ссылок на источники.

 

2

Практикум

Творческая работа

 

13-15

Представление целей, задач, самостоятельных исследований, гипотез

2

1

Практикум

Проект

 

Этапы работы в рамках научного исследования (18 часов)

16

Выбор темы.

1

 

Индивидуальная работа над темой собственного исследования. Консультации.

Самоконтроль

 

17-18

Составление плана научно-исследовательской работы.

2

 

Семинар-практикум

Самоконтроль

Конспект

 

19-21

Работа с научной литературой.

 

3

Лекция, практическая работа с источниками информации.

Самоконтроль

Конспект

 

22-23

Работа с понятийным аппаратом.

2

 

Семинар-практикум

Самоконтроль

Конспект

 

24-27

Опытно-экспериментальная работа.

3

1

Практикум

Лабораторная работа

Лабораторная работа

 

28-33

Работа над исследовательской работой

3

3

Практикум (ведение исследования)

Самоконтроль

Конспект

 

Оформление исследовательской работы (11 часов)

34-35

Структура содержания исследовательской работы

2

 

Семинар-практикум

Самоконтроль

 

 

36-39

Общие правила оформления текста научно-исследовательской работы

2

2

Семинар-практикум

Практическая работа

 

40-41

Как составить доклад.

Требования к докладу, выступлению.

1

1

Беседа, практическая работа.

Доклад

 

42-44

Оформление презентации к выступлению.

1

2

 

 

 

Представление результатов научно-исследовательской работы (22 часа)

45-46

Культура выступления и ведения дискуссии

1

1

Семинар-практикум

Тезисы, презентация

 

47-48

Защита исследовательской работы в центре «Точка роста»

2

 

Защита работ

Оценка комиссии

 

49-50

Районная научно-практическая конференция «Шаг в науку»

2

 

Защита работ

Оценка комиссии

 

51-52

Районная научно-практическая конференция «Шаг в будущее», группа «Юниор»

2

 

Защита работ

Оценка комиссии

 

53-54

Районная научно-практическая конференция «Шаг в будущее»

2

 

Защита работ

Оценка комиссии

 

55-56

Краевая научно-практическая конференция «Шаг в науку»

 

2

Защита работ

Оценка комиссии

 

57-58

Краевая научно-практическая конференция «Шаг в будущее»

 

2

Защита работ

Оценка комиссии

 

59-60

Краевая научно-практическая конференция «Шаг в будущее», группа «Юниор»

 

2

Защита работ

Оценка комиссии

 

61-62

Международная научно – практическая конференция школьников по экономике «Путь Гермеса»

 

2

Защита работ

Оценка комиссии

 

63-66

Всероссийские конкурсы исследовательских работ

 

4

 

 

 

Массовые мероприятия (4 часа)

67-68

Исследовательская олимпиада

2

 

 

Оценка жюри

 

69-70

Исследовательская игра

2

 

 

Оценка жюри

 

 

Содержание курса

Введение (4 часа)

Цель: Познакомить учащихся с целями и задачами изучаемого курса.

Понятие «исследовательская деятельность». Важность исследовательских умений в жизни современного человека. Диагностика исследовательских интересов учащихся.

Виды исследовательских работ: доклад, тезисы доклада, стендовый доклад, литературный обзор, рецензия, научная статья, научный отчет, реферат, проект.

Основные всероссийские и региональные научно-практические конференции и конкурсы школьников.

 Формальные требования к реферату. Требования к содержанию реферата. Структура реферата. Соответствие темы. Формулировка проблемы.  Этапы работы над рефератом.

Работа в текстовом редакторе

Методология научного творчества (11 часов)

Цель:  Познакомить учащихся с основными понятиями научно-исследовательской работы, методами научного познания.

Типы и характеристика проектов.

Основные признаки проектов.

Исследовательские проекты. Творческие проекты. Ознакомительно-ориентировочные проекты. Игровые проекты. Планирование содержания учебного проекта и этапов его проведения.

Формальные требования к  проекту. Требования к содержанию проекта. Структура проекта. Этапы работы над проектом.

Основные понятия научно-исследовательской работы: тема, цель, задачи, гипотеза, идея, методы исследования, объект исследования, предмет исследования.

Общая схема хода научного исследования: обоснование актуальности выбранной темы, постановка цели и конкретных задач исследования, определение объекта и предмета исследования, выбор методов и методики проведения исследования, описание процесса исследования, обсуждение результатов исследования, формулирование выводов и оценка полученных результатов.

Методы научного познания: наблюдение, сравнение, измерение, эксперимент, абстрагирование, анализ и синтез; исторический метод, метод восхождения от абстрактного к конкретному.

Применение логических законов и правил: закон тождества, закон противоречия, закон исключенного третьего, закон достаточного основания; правила построения логических определений.

Поиск информации: виды информации (обзорная, реферативная, сигнальная, справочная), методы поиска информации. Оформление книжных, журнальных, газетных изданий. Оформление ресурсов Интернета. Постраничное и внутристраничное оформление  ссылок.

Этапы работы в рамках научного исследования (18 часов)

Цель:  Овладение техникой исследовательского поиска и применение полученных знаний в самостоятельной исследовательской деятельности.

1. Выбор темы.

2. Составление плана научно-исследовательской работы.

3. Работа с научной литературой.

4. Работа с понятийным аппаратом.

5. Опытно-экспериментальная работа.

Оформление исследовательской работы (11 часов)

Цель:  Применение полученных знаний при оформлении исследовательской работы.

Структура содержания исследовательской работы: титульный лист, оглавление, введение, основная часть, заключение (выводы), список литературы и других источников.

Общие правила оформления текста научно-исследовательской работы: формат, объем, шрифт, интервал, поля, нумерация страниц, заголовки, сноски и примечания, приложения.

Доклад как краткая содержательная часть исследования. Модели защиты реферата. Процедура защиты исследовательской работы. Влияние психологического фактора на процедуру защиты исследовательской работы. Требования к докладу.

Представление результатов научно-исследовательской работы (22 часа)

Цель: Учиться излагать добытую информацию, доказывать свою точку зрения.

Психологический аспект готовности к выступлению. Требования к докладу. Культура выступления и ведения дискуссии: соблюдение правил этикета, обращение к оппонентам, ответы на вопросы, заключительное слово. Представление результатов исследования на научно-практических конференциях  разного уровня и всероссийских конкурсах.

Массовые мероприятия (4 часа)

Исследовательская олимпиада (2 часа)

Цель: Привлечь школьников 5-11 классов к проведению нового типа олимпиады - исследовательской, которая позволит не только проверить, насколько школьники владеют

 исследовательскими компетенциями, но и привлечь к данному виду деятельности новых детей. В ходе решения проблемы, участники смогут познакомиться с алгоритмом исследовательской работы, а также приобретут компетенции, которые дадут им возможность качественно заниматься научными работами.

Исследовательская игра (2 часа)

Цель игры:

  1. Освоение учащимися основных этапов и алгоритмов исследования.
  2. Привлечение учащихся к исследовательской деятельности.
  3. Развитие мышления, внимания, умения рассуждать и делать выводы.
  4. Развитие навыков взаимодействия и командной работы.

   По окончании программы курса учащиеся смогут продемонстрировать:

  • действия, направленные на выявление  проблемы и определить направление исследования проблемы;
  • зададутся основные вопросы, ответы на которые хотели бы найти;
  • обозначится граница исследования;
  • разработается гипотеза или гипотезы;
  • деятельность по самостоятельному исследованию;
  •  выберутся методы исследования;
  • проведется последовательно исследование;
  •  зафиксируются полученные знания (соберется и обработается информация);
  • проанализируются и обобщатся полученные материалы;
  • подготовится отчет – сообщение по результатам исследования;
  • организуются публичные выступления и защита с доказательством своей идеи;
  • простимулируется исследовательское творчество детей с привлечением родителей, учащихся, педагогов;
  • создадутся у учащихся «Папки исследователя» для фиксирования собираемой информации;
  • активизируется интерес учащихся к приобретаемым знаниям, полученным ими в совместной творческой, исследовательской и практической работе.

Ожидаемые результаты освоения программы

Обучающийся будет знать:

  • основные особенности проведения исследований разных видов;
  •  методы исследования;
  •  правила выбора темы и объекта исследования;
  • правила успешной презентации работы.

Обучающийся будет уметь:

  • самостоятельно выбирать тему и объект исследования;
  • правильно определять круг вопросов и проблем при выполнении исследовательской работы;
  • выделять главное и второстепенное в собранном материале;
  • выделять из текста основные понятия и давать им определения;
  • классифицировать предметы, процессы, явления и события;
  • выявлять и обозначать замеченные парадоксы;
  • ранжировать выдвигаемые идеи;
  • предлагать примеры, сравнения и сопоставления относительно определенной темы;
  • делать выводы и умозаключения;
  • указывать пути дальнейшего изучения объекта;
  • презентовать свою работу.

Обучающийся сможет решать следующие жизненно-практические задачи:

  • самостоятельно добывать, обрабатывать, хранить и использовать информацию по волнующей проблеме;
  •  реализовывать право на свободный выбор.

Обучающийся способен проявлять следующие отношения:

  • без коммуникативных затруднений общаться с людьми разных возрастных категорий;
  • работать в коллективе, группе;
  •  презентовать работу общественности и собственную работу.