Суббота, 23.11.2024, 21:11

ПАШИНЦЫ paschinzi@yandex.ru

Календарь
ПнВтСрЧтПтСбВс
Меню сайта
Д.Р. - 15.09.2013г
Карта
Статистика

Онлайн всего: 16
Гостей: 16
Пользователей: 0
Новости региона

Сельская учительница: судьба и родина едины

«Это те, кем можем мы гордиться,

Те, на ком стоит наша страна,

Их талантам не видать границы,

Это люди на все времена.

Это люди самой высшей пробы,

Редких, исключительных заслуг,

Это люди, и у них талант особых

Изменять мир к лучшему вокруг

Ведь такие люди на планете,

Чей талант и вклад неоценим

Лучше всех они на целом свете,

Те, кем мы особо дорожим!

Ребята, любите и цените своих учителей!»

Этим авторским стихотворением - обращением учителя Александры Антоновны Красильниковой мы хотим начать рассказ о женских судьбах двух  сельских девочек, переживших тяготы Великой Отечественной войны, которые не бросили в тяжкое время учебу в Алексеевской средней школе, а, напротив, посвятили благородному педагогическому труду всю свою дальнейшую жизнь, став сельскими учительницами в  родной школе.

 Говорят, война — не женское дело. Эти тяжелые и трогательные, подчас счастливые, но чаще — грустные, но всё же жизнеутверждающие автобиографичные истории стоит знать каждому. Судьбы этих женщин — это тернистый и трудный путь, но это — дорога силы духа и неимоверных подвигов их доброй и светлой души. Не имея своей семьи и детей, всю женскую любовь и теплоту эти две женщины отдали детям поселка.

Красильникова Александра Антоновна

Александра Антоновна родилась в Алексеевке Хвалынского района Саратовской области 01 декабря 1930 года.

«Моя семья – это отец Красильников Антон Филиппович, рабочий Ремонтно- механического завода, котельщик. Мать Красильникова Клавдия Ивановна - домохозяйка. Кроме меня, в семье есть сестра Лидия 1941 года рождения.Наша семья жила средне, у нас не было роскоши, излишеств, но всё необходимое для нормальной жизни мы имели.

До войны я училась  в школе, закончила в 1941 году 4 класса. О начале войны, как и вся наша страна, узнала случайно. Было воскресенье, 22 июня, выходной день, тёплый, солнечный. Женщины сидели на лавочках у домов. Кто-то рукодельничал, кто-то смеялся над чем-то, было слышно голоса женщин, поющих песни. Мы, дети, играли на лужайках около родителей. И вдруг все услышали тревожный крик: «Война! Война! На нас напали немцы!» Всё смолкло, всех охватил ужас, а затем женские причитания, крики, рыдания, плач заполонили всю улицу. Мы, дети, видя плачущих родителей и  ничего ещё не понимая, тоже стали плакать. Казалось, что жизнь остановилась. Все разговоры были только о войне. Люди не отходили от репродукторов, слушая сводки о военных действиях. Вскоре на фронт забрали почти всех мужчин, и нашего отца. Посёлок опустел, все трудности легли на плечи женщин и детей. Было очень трудно. Кончались продуктовые запасы, изнашивались одежда и обувь, приобрести новую было не на что и негде. Но жизнь продолжалась. Я пошла учиться уже в 5 класс. Спасибо учителям, которые в то время поддерживали нас, учеников, морально, вселяли веру в победу, в то, что вернутся ещё счастливые времена и нам не придётся полуголодным, сидя на уроках, мечтать о куске хлеба. Голодные, ослабшие от недоедания, мы досыта могли пить только воду. От излишка воды мы отекали и порой, еле передвигая ноги, добирались до школы. Школа была для нас вторым домом. Здесь после уроков наша любимая учительница Софья Васильевна Ковалёва читала очерки из газет о подвигах наших бойцов. Позже с замиранием сердца слушали главы из романа А.А.Фадеева о малогвардейцах, которые в тылу врага творили чудеса мужества и храбрости, подвергая свои жизни опасности. Нам жилось трудно, но нас не бомбили, над нами не издевались фашисты, как над малогвардейцами, и это вселяло надежду, веру на лучшее будущее, на то, что мы выживем.

Нам, детям войны, хотелось тоже чем-то помочь нашим бойцам. Мы ходили по домам сельчан и собирали тёплые вещи для солдат. Люди отдавали последнее. Перчатки, варежки, носки, шарфы – всё это пересылалось на фронт. Девочки для бойцов сами шили из лоскутков ткани мешочки для махорки. Бойцам без кисета не обойтись. Это тоже отправляли на фронт. А ещё мы писали на фронт письма. Конвертов не было, мы из листка бумаги делали треугольники, на них писали, кому (бойцу, танкисту, минёру, сапёру и т.п.) адресовано письмо. А в нём всего несколько слов: «Дорогой боец, уничтожайте фашистскую нечисть, гоните её с нашей земли. Верим в победу!».

О значении и роли этих писем мы узнали уже после войны. Вернувшиеся фронтовики рассказывали, как эти простые детские письма воодушевляли бойцов.

В годы войны каждый колосок хлеба был дорог. Весной мы, дети-ученики уничтожали сорняки на полях колхоза, прореживали всходы, а осенью собирали оставшиеся на поле колоски. Ни одно зёрнышко не должно было пропасть. Мы понимали, что сытый боец силён и непобедим. С фронтов стали поступать хорошие вести. Все ждали с нетерпением конца войны.

Но и это важное сообщение услышали мы тоже случайно и тоже на улице. А реакция людей на это сообщение была широкой. Люди пели, плясали, но были и слёзы тех, у кого погибли родные. Не вернулся с войны и мой папа…

Война закончилась, но трудности ещё оставались. Страна с трудом вставала на ноги. Но с каждым годом жизнь налаживалась. В 1948 г. я получила аттестат зрелости. Наш класс, все 11 человек (6 девочек и 5 мальчиков), сдали выпускные экзамены, и все поступили учиться дальше, пройдя конкурс, в ВУЗы, техникумы, училища. Мы благодарны учителям, работавшим с нами в эти тяжёлые годы. Низкий поклон вам, наши наставники:

Анна Петровна, директор (фамилии не помню), Софья Васильевна Ковалёва, Бондаренко Иван Алексеевич, Зимин Павел Иванович, Бороздин Пётр Ермолаевич, Панявин Иван Иванович, Паршина Евдокия Ивановна, Мария Ульяновна (фамилии не помню).

В знак благодарности, памяти о них 5 девочек из 6 в нашем выпуске стали учителями. Вот они: Сидоршина Елена Павловна, Демидова Вера Петровна, Платова Ольга Игнатьевна, Короткова Александра Ивановна. И я – Красильникова Александра Антоновна.

Все трудности позади. Скажем: «Войне – нет, нет и нет! Миру – да, да, да!»

С 1948 по 1952 года я училась в Саратовском педагогическом институте на факультете русского языка и литературы. По окончании института я работала в Елшанской средней школе Воскресенского района Саратовской области. Позднее переехала в Алексеевку и стала работать по своей специальности учителем русского языка и литературы в своей родной школе с 1956 по 1981 годы. Мне присвоили звания «Старший учитель» и «Отличник народного образования». Но не менее ценную награду я получила от своих учеников, которые вручили мне медаль «Любимой преподавательнице». Кроме всего этого, я ветеран труда, труженик тыла. Короче, жизнь прожила не зря…»

Умерла всеми уважаемая  сельская учительница Александра Антоновна Красильникова 08 мая 2020 года.

==================================================================================

Сидоршина Елена Павловна

Елена Павловна родилась 26.07.1930 года в п.Алексеевка, где с 1938 по 1948 год училась в средней школе. Никто не расскажет лучше о Елене Павловне, чем её личные воспоминания.

Школьные годы военные:

 «Трудно было жить и учиться в годы войны. Спасибо учителям, которые морально поддерживали нас, учеников, вселяли веру в победу, в то, что вернутся счастливые времена и нам, полуголодным, не придётся, сидя на уроках, мечтать   о куске хлеба. Ослабшие от недоедания, мы досыта могли пить только воду. От излишка воды мы отекали и, еле передвигая ноги, добирались до школы. Нам иногда давали маленькие кусочки хлеба. Работники школы сажали огороды за селом: выращивали тыквы, сеяли просо, и из собранных овощей варили супчик школьникам, немножко подкармливали нас. Так и учились…

Школа отапливалась дровами: были печи-голландки. В классах было холодно, а когда началась война – тем более. Было очень трудно. Кончались продуктовые запасы, изнашивались одежда и обувь, приобрести новую было не на что и негде. Но учёба не прекращалась! Ребята из соседних сёл (Старая Яблонка, Селитьба)  к нам в Алексеевку ходили пешком (!), чтобы учиться, закончить среднюю  школу. Школа для нас была настоящим вторым домом.

 Это были трудные военные и послевоенные годы. Недоедание, отсутствие одежды, обуви, отсутствие детский радостей. В школе не было достаточно учебных пособий, принадлежностей. Но мы, учащиеся, учились, набирались знания, не бросали школу, несмотря на все трудности учебы. В этом, бесспорно, большая заслуга наших учителей. На экзамены по предметам приходилось  ездить в Хвалынск -  педагогов не хватало, многие учителя ушли на фронт. А те, кто остались, отдавали нам, обездоленным, полуголодным   всё, что имели: любовь, внимание, знания и, главное, - духовную пищу. Завучем работала Паршина Евдокия Ивановна. Директором в это время была Бадаева Татьяна Арсеньтьевна. Это она сумела выхлопотать для каждого ученика школы дополнительный паек хлеба. Это кусочек ржаного хлеба граммов 50. Его нам давали всем на большой перемене. Это для всех нас, полуголодных, был подарок, мы воспринимали этот кусочек хлеба, как чудесную конфету, о которой мы могли только мечтать.

С благодарностью вспоминаю учителей тех суровых военных лет. Вот они, хочу назвать их поименно: Ковалева Софья Васильевна (рус. яз. и литература), Бондаренко Иван Алексеевич (математика, физика, химия), Паршина Евдокия Ивановна (география), Зимин Павел Иванович,

Прасковьина (Беляева) Антонина Ивановна (история), Климова Мария

Георгиевна (биология), Мария Ульяновна (не помню фамилию) –

Полиглот (немецкий, французский, английский языки), Панявин Иван Иванович (военрук) и другие. Низкий им поклон и благодарность».

Судьба и школа

В 1948 году Елена Павловна закончила 10 классов и, мечтая стать учителем математики, поехала поступать в Саратовский педагогический институт. Но оставшись без общежития и материальной поддержки, она вынуждена была уехать в г.Вольск, в котором в 1950 году окончила Вольский учительский институт. Там готовили учителей математики и физики основного образования. После его окончания в 1950 году Елена Павловна получила направление в разрушенную войной Белоруссию. Она, познавшая тяготы военной поры, столкнулась там с ещё большей людской нуждой и тяготами белорусской земли, многострадальной, но не побеждённой. «Работала в 7-летней школе. Школы  располагались в полуразрушенных неприспособленных зданиях. Парт не было, и поэтому  ученики сидели за столами, на скамейках по 5 человек» - вспоминает Елена Павловна. Так начался её педагогический путь.

Но 1954 году из-за болезни матери Елене Павловне пришлось вернуться жить и работать в родную Алексеевку. Школа стала её и судьбой, и семьёй. Как и в войну, школа стала её вторым домом. Она работала в Алексеевской средней школе учителем  математики, строгим и требовательным, отдавая всю себя профессии. С 1954 года вновь поступила заочно в Саратовский педагогический институт и в 1958 году его окончила, осуществив свою мечту о высшем образовании.

      Елена Павловна Сидоршина проработала 21 год в Алексеевской средней школе, и только по состоянию здоровья, подорванного войной, рано ушла на пенсию.

      Елена Павловна проживала в Алексеевском доме-интернате для престарелых и инвалидов, и  некоторые преданные и благодарные ученики до последнего дня посещали её, даря цветы и внимание.

Она скончалась в 2021 году 2 февраля…

 

Вот такая женская судьба учителей-ветеранов, на долю которых выпало военное детство, и именно оно повлияло на дальнейший выбор профессии учителя, которой они были верны и достойны.

В память о сельских учительницах мы оформили стенд для школьного музея.