Очередной Всемирный День без автомобиля прошёл 22.09.2020 года. В этот день прошли просветительские мероприятия, главная цель которых, донести до автовладельцев идею альтернативных способов передвижения по городу (пешком или на велосипеде).
История акции
В мировом экологическом сообществе идея Всемирного дня без автомобиля зрела с 70-х годов. Тогда случился масштабный нефтяной кризис, который заставил задуматься не столько о вреде машин для природы, а скорее поставить вопрос: «Как нам жить по-другому?».
К широкому обсуждению проблемы вернулись спустя 20 лет. В 1994 году американский политолог, специалист по урбанистике и транспорту Эрик Бриттон впервые рассказал на конференции об идее провести День без автомобиля в мире. В первые годы она не возымела должного эффекта, лишь пару городов в Европе объявили о том, что проведут акцию. Однако это скорее напоминало следование новому тренду, пиар, а не экологический активизм.
Все изменило создание объединения World Car Free Days («Всемирные дни без машин»). После этого в 1997 году Великобритания на государственном уровне объявила 22 сентября Днем без машин. В следующем году к акции присоединилась Франция. Надо понимать, что это были не отдельные прецеденты в городах, а полномасштабная рекламная кампания с пропагандой идеи. В 2000 году программу распространили на всю Европу.
В Москве День без машин впервые прошел в 2008 году, но еще за три года до этого об акции объявляли в Белгороде, а потом и в Нижнем Новгороде. Традиция не ушла и ежегодно о ней напоминают накануне 22 сентября. Были попытки проведения и в других городах. Самые успешные — в Уфе и Екатеринбурге.
В День без автомобиля, 22 сентября, вводят скидки на проезд в общественном транспорте, запускают законсервированные трамвайные ветки, некоторые заведения дают велосипедистам скидки.
Как в мире борются с тотальной автомобилизацией и можно ли сделать свой вклад в экологию?
Сначала казалось, что День без автомобиля - это просто чудачество, экологический фарс. Но год от года представления людей меняются. В 2020 году многие стали понимать, что машина как доступное средство личного передвижения — это не совсем хорошо. На фоне засилья авто теряется главная привилегия — быстрое перемещение с комфортом.
В современные модели авто добавляют функцию Eco — машина глушит мотор, когда стоит больше 5 секунд, например, на светофоре. Но пока таким могут похвастать только относительно дорогие авто.
Регулярный техосмотр двигателя и замена отслуживших комплектующих поможет снизить процент вредных выбросов в атмосферу.
В крупных городах мира в выходные перекрывают центральные улицы. Это увеличивает пешеходный трафик, а бизнес на первых этажах получает дополнительных покупателей.
Во время проведения акции Всемирный день без автомобиля некоторые города отменяют плату за проезд в общественном транспорте. К сожалению, это очень дорогостояще, поэтому решаются не все.
Необходимо решать проблему пробок, поскольку двигатели машин вносят существенный негативный вклад в качество воздуха. Однако застраивать все дорогами, до бесконечности расширять их, также бессмысленно. Нужна грамотная работа специалистов в транспортной среде.