Академик Валентин Михайлович Пашин - яркий пример того, как человек, разносторонне образованная личность открывает новые пути не только в конкретной предметной области, но и в целом, в научном и философском познании мира и как нелегко даются эти поиски и открытия. Будучи по образованию и постоянному месту работы «технарем», а по складу ума - ученым-естественником, инженером-кораблестроителем Валентин Михайлович в тоже время серьезно интересовался глубинными механизмами развития человека и общества, их взаимодействия с природой. Эта проблематика выводила академика В.М. Пашина на философский уровень обобщения, но вместе с тем он искал и находил новые возможности использования методологии естественных, точных наук, а также наук кораблестроения в социально-гуманитарной сфере. И это давало ему столь важное для познания соединение общих теоретических положений с конкретными исследованиями.
Обращаясь к роли личности в развитии науки, Валентин Михайлович сетовал, что в последние десятилетия наблюдается опасная тенденция, заключающаяся в попытке представить динамику фундаментальной и прикладной науки как «саморазвивающийся» процесс, в котором личность ученого играет очень малую роль, а все решают выделенные на науку деньги и ее организация. Это вредное и опасное заблуждение, по словам академика, является результатом технократически-бюрократического подхода к науке, который ведет к формализации и коммерциализации научных исследований, бессмысленной и все увеличивающейся отчетности, погоне за показателями и рейтингами вопреки содержанию и смыслу. В.М. Пашин часто повторял, что опасность такого подхода состоит в том, что наука теряет свою творческую сущность и духовно-интеллектуальную многомерность, неизбежно превращаясь в орудие разрушения природы и человека.
В.М. Пашин часто и с глубочайшим уважением и даже восхищением вспоминал свою школу. Он часто утверждал, что важный этап в жизни, который порой определяет жизнь и развитие человека, несомненно, связан со школьной порой. В своей родной школе он познал азы социальных отношений и нюансы разнообразных учебных предметов. По мнению академика, школа оказывает огромное позитивное влияние на социализацию личности. Именно за счет постоянного существования в большом коллективе одноклассников, ученик учится находить общий язык со всеми, он начинает понимать многообразие людских характеров и интересов. Еще один важный положительный нюанс влияния школы на личность - это формирование новых интересов. Участвуя во всех школьных мероприятиях, мы развиваемся, находим что-то поистине интересное для себя. Достаточно часто за счет грамотной работы педагогов-организаторов, мы определяемся с желаемой профессией, которой затем посвятим свою жизнь. Оказала школа, по словам Валентина Михайловича, влияние и на развитие его волевых качеств. Амбициозность, целеустремленность, активность, трудолюбие и ответственность — все эти положительные качества, по его мнению, развивались в стенах школы, на фоне правильной деятельности педагогов. Учителя постоянно стимулировали его и всех учеников его класса. Всю свою жизнь академик Валентин Михайлович Пашин с благодарностью вспоминал своих учителей.
Помимо знаний по предметам, в школе Валентин Михайлович приобрел и определенные воззрения. И эти воззрения помогли ему сформировать жизненную позицию.
Работая в будущем со студентами, академик В.М. Пашин исходил из того, что школа представляет собой общественную организацию, целью которой является создание воспитательно-развивающей среды для социально-ориентированной и гармонично развитой личности.
Следующим, важнейшим, по мнению Валентина Михайловича, фактором позитивного влияния школьной среды на его развитие является значимость учебных навыков и знаний. Реализация качества образования родной школы привело за собой повышение мотивации к обучению, что, несомненно, сказалось на его развитии, повышении жизненного тонуса, активности в школе, институте и жизни, что и способствовало созданию ситуации успеха, повышению самооценки. Именно школа привила ему главные качества педагога: справедливость, требовательность, чуткость и внимательность к людям.
Посещение различных кружков и спортивных секций для будущего академика стало наилучшим способом проявить и развить свои творческие способности. Здесь каждый выбирал себе секцию по интересам и развитию.
В заключение, хотелось бы привести слова Героя РФ, академика В.М. Пашина о том, что школьная пора явилась для него золотой.