Воскресенье, 22.12.2024, 12:48

ПАШИНЦЫ paschinzi@yandex.ru

Календарь
ПнВтСрЧтПтСбВс
Меню сайта
Д.Р. - 15.09.2013г
Карта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Новости региона

Дополнительная программа «Юный биолог»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естественно-научной направленности «Юный биолог»

для обучающихся 5 класса

Срок реализации 1 год

Уровень программы: базовый

Пояснительная записка

Программа «Юный биолог» ориентирована на приобретение знаний по разделам биологии (микробиологии, ботанике, зоологии), на развитие практических умений и навыков, поставлена на формирование интереса к опытной, экспериментальной и исследовательской деятельности, которые способствуют познавательной и творческой активности обучающихся.

Актуальность программы заключается в том, что программа «Юный биолог» в занимательной форме знакомит детей с разделами биологии: микробиологии, ботанике, зоологии, готовит к олимпиадам и конкурсам различных уровней.

Современный учебный процесс направлен не столько на достижение результатов в области предметных знаний, сколько на личностный рост ребенка. Обучение по новым образовательным стандартам предусматривает организацию внеурочной деятельности, которая способствует раскрытию внутреннего потенциала каждого ученика, развитие и поддержание его таланта.

Одним из ключевых требований к биологическому образованию в современных условиях и важнейшим компонентов реализации ФГОС является овладение учащимися практическими умениями и навыками, проектно-исследовательской деятельностью. Программа «Юный биолог» направлена на формирование у учащихся 5-7 классов интереса к изучению биологии, развитие практических умений, применение полученных знаний на практике.

В учебном плане по предмету «Биология» отведено всего 1 час в неделю в 5-7 классах, что дает возможность сформировать у обучающихся только базовые знания по предмету.

На уроках биологии в 5-7 классах закладываются основы многих практических умений школьников, которыми они будут пользоваться во всех последующих курсах изучения биологии. Количество практических умений и навыков, которые учащиеся должны усвоить на уроках биологии в 5-6 классах достаточно велико, поэтому внеурочная деятельность будет дополнительной возможностью для закрепления и отработки практических умений учащихся.

Программа способствует ознакомлению с организацией коллективного и индивидуального исследования, обучению в действии, позволяет чередовать коллективную и индивидуальную деятельность. Теоретический материал включает в себя вопросы, касающиеся основ проектно-исследовательской деятельности, знакомства со структурой работы.

Образовательная программа «Юный биолог» разработана в соответствие с нормативно-правовой базой:

-Ф3 от 29.12.2012 №273-Ф3 (ред. от 03.02.2014г. № 11 – ФЗ) «Об образовании в Российской Федерации»;

-Приказ Министерства просвещения Российской Федерации №196 от 9 ноября 2018г. «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».

-Концепция развития дополнительного образования детей. ( утв.распоряжением Правительства РФ от 4 сентября 2014г. №1726-р); -Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015г. №09-3242 «Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)».

-Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 №41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарноэпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»; Регионального уровня:

-Государственная программа «Развитие системы образования Саратовской области» на 2014-2020гг. (Постановление правительства Саратовской области от 03.10.2014 №737-пп «О внесении изменения в 4 постановление Правительства Саратовской области от 28 июня 2013 года №553-пп);

-Закон Саратовской области «Об образовании в Саратовской области» (от 6 сентября 2013г. №1698/506-V-ОЗ, ред. от12.12.2016г.)

- Устава ГБОУ СО «СОШ п.Алексееевка Хвалынского района имени В.М. Пашина».

Программа реализуется: на базе ГБОУ СО «СОШ п.Алексееевка Хвалынского района имени В.М. Пашина». Обучение осуществляется при поддержке Центра образования естественнонаучной направленности «Точка роста», который создан для развития у обучающихся естественно-научной, математической, информационной грамотности, формирования критического и креативного мышления, совершенствования навыков естественно-научной направленности, а также для практической отработки учебного материала по учебному предмету «Биология».

Цель программы: формирование знаний по отдельным разделам биологии (микробиологии, ботанике, зоологии) и приобрести практические навыки и умения в процессе опытнической и исследовательской деятельности.

Для реализации цели были поставлены следующие задачи:

Образовательные:

Формировать          представление           об одноклеточных    и многоклеточных организмах;

Обучить навыкам работы с         лабораторным оборудованием и  основам исследования;

Развивающие:

Развивать логическое мышление, память, воображение, мышление в процессенаблюдения, умение рассуждать и делать выводы;

Развивать творческую активность у обучающихся, навыки коллективной работы.

Воспитательные:

Воспитать ответственность, бережное отношение к          живым объектам природы,уважительное отношение к природе.

Планируемые результаты

В результате реализации программы, обучающиеся должны знать:

Основные биологические понятия: простейшие,клетка,         ботаника, зоология, устройство микроскопа;

Должны уметь:

Пользоваться биологическим лабораторным оборудованием;

Ставить простейшие опыты с объектами живой и неживой природы;

Вести наблюдение за живыми природными объектами, отражать полученные данные в своей работе;

Оформлять результаты практических     наблюдений   в          виде простейших схем,знаков, рисунков, описаний, выводов;

Подготовить доклад, презентацию к выступлению. Форма промежуточной аттестации: тестирование.

Формы проведения занятий: лабораторный практикум с использованием оборудования центра «Точка роста», экскурсии, эксперименты, наблюдения, коллективные и индивидуальные исследования, самостоятельная работа, консультации, проектная и исследовательская деятельность, в том числе с использованием ИКТ.

Срок реализации программы - 1 год. Общее количество учебных часов, запланированных на весь период обучения: 34 часа.

 

Планируемые результаты освоения программы.

-иметь представление об исследовании, проекте, сборе и обработке информации, составлении доклада, публичном выступлении;

 

-знать, как выбрать тему исследования, структуру исследования;

-уметь видеть проблему, выдвигать гипотезы, планировать ход исследования, давать определения понятиям, работать с текстом, делать выводы;

-уметь работать в группе, прислушиваться к мнению членов группы, отстаиватьсобственную точку зрения;

-владеть планированием и постановкой биологического эксперимента.

Ожидаемые результаты

Личностные результаты:

-знания основных принципов и правил отношения к живой природе;

-развитие     познавательных         интересов,      направленных            на        изучение         живой природы;

-развитие     интеллектуальных            умений           (доказывать,   строить           рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и другое);

-эстетического отношения к живым объектам. Метапредметные результаты:

-овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности: умение видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;

-умение работать с разными источниками биологической информации, анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую;

-умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать

свою позицию.

Предметные результаты:

В познавательной (интеллектуальной) сфере:

-выделение существенных признаков биологических объектов и процессов;

-классификация — определение принадлежности биологических объектов к определенной систематической группе;

-объяснение роли биологии в практической деятельности людей;

-сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения;

-умение работать с определителями, лабораторным оборудованием;

-овладение   методами       биологической           науки: наблюдение    и          описание биологических            объектов         и          процессов;      постановка     биологических экспериментов и объяснение их результатов.

В ценностно-ориентационной сфере:

-знание основных правил поведения в природе;

-анализ и оценка последствий деятельности человека в природе.

В сфере трудовой деятельности:

-знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии;

-соблюдение правил работы с биологическими приборами и инструментами.

В эстетической сфере:

-овладение умением оценивать с эстетической точки зрения объекты живой природы.

 

Структура программы

При изучении разделов программы изучаются разные области биологии. Ботаника— наука о растениях. Зоология — наука, предметом изучения которой являются представители царства животных. Микология — наука о грибах. Физиология— наука о жизненных процессах. Экология— наука о взаимодействиях организмов с окружающей средой. Бактериология— наука о бактериях. Орнитология — раздел зоологии, посвященный изучению птиц. Биогеография— наука, которая изучает закономерности географического распространения и распределения организмов. Систематика— научная дисциплина, о классификации живых организмов. Морфология изучает внешнее строение организма.

Тематический план

Название раздела

Количество часов

 

Введение

1

1

Лаборатория Левенгука

5

2

Практическая ботаника

7

3

Практическая зоология

7

4

Биопрактикум

14

ИТОГО

34

 

Содержание программы с указанием вида деятельности:

Введение. План работы и техника безопасности при выполнении лабораторных работ.1ч.

Раздел 1. Лаборатория Левенгука (5 часов)

Методы научного исследования. Лабораторное оборудование и приборы для научных исследований. История изобретения микроскопа, его устройство и правила работы. Техника приготовления временного микропрепарата. Рисуем по правилам: правила биологического рисунка.

Практические и лабораторные работы: Устройство микроскопа

 

Приготовление и рассматривание микропрепаратов Зарисовка биологических объектов

Проектно-исследовательская деятельность:

Мини   исследование «Микромир»  (работа           в гpyппax с последующей     презентацией).

Раздел 2. Практическая ботаника (7 часов)

Фенологические наблюдения. Ведение дневника наблюдений. Гербарий: оборудование, техника сбора, высушивания и монтировки. Правила работа с определителями (теза, антитеза). Морфологическое описание растений по плану. Редкие и исчезающие растения Саратовской области.

Практические и лабораторные работы: Морфологическое oпиcaниe растений

Определение растений пo гербарным образцам и в безлиственном состоянии Монтировка гербария

Проектно-исследовательская деятельность:

Создание каталога «Видовое разнообразие растений пришкольной тeppитopии» Проект «Редкие растения Саратовской области»

Раздел 3. Практическая зоология (7 часов)

Знакомство с системой живой природы, царствами живых организмов. Отличительные признаки животных разных царств и систематических групп. Жизнь животных: определение животных по следам, продуктам жизнедеятельности. Описание внешнего вида животных по плану. О чем рассказывают скелеты животных (палеонтология). Пищевые цепочки. Жизнь животных зимой. Подкормка птиц.

Практические и лабораторные работы:

Работа пo определению животных Составление пищевых цепочек Определение экологической гpyппы животных пo внешнему виду Фенологические наблюдения «Зима в жизни растений и животных»

Проектно-исследовательская деятельность:

Мини —исследование «Птицы на кормушке»

Проект «Красная книга животных Саратовской области»

Раздел 4. Биопрактикум (14часов)

Учебно-исследовательская деятельность. Как правильно выбрать тему, определить цель и задачи исследования. Какие существуют методы исследований. Правила оформления результатов. Источники информации (библиотека, интернет-ресурсы). Как оформить письменное сообщение и презентацию. Освоение и отработка методик выращивания биокультур.  Выполнение       самостоятельного     исследования по        выбранному   модулю. Представление результатов на конференции. Отработка практической части олимпиадных заданий с целью диагностики полученных умений и навыков. Практические и лабораторные работы:

Работа с информацией (посещение библиотеки) Оформление доклада и презентации пo определенной теме

Проектно-исследовательская деятельность:

Модуль «Физиология растений» Движение растений

Влияние стимуляторов pocтa на pocт и развитие растений Прорастание семян Влияние прищипки на pocт корня

Модуль «Микробиология»

Выращивание культуры бактерий и простейших

Влияние фитонцидов растений на жизнедеятельность бактерий

Модуль «Микология»

Влияние дрожжей на укоренение черенков

Модуль «Экологический практикум»

Определение cтeпeни загрязнения воздуха методом биоиндикации. Определение запыленности воздуха в помещениях.

Календарно- тематическое планирование

Дата

Тема

Форма проведения

Виды деятельности

Введение (1 часа)

 

 

1

Вводный

инструктаж по ТБ при

проведении

лабораторных работ.

Входное

тестирование

Беседа,

контроль

Инструктаж, знакомство с программой кружка, тестирование

Лаборатория Левенгука (5 часов)

 

 

2-

3

Приборы,

используемые для научных исследований Знакомство с

устройством микроскопа

Практическая работа

«Изучение приборов для научных

исследований и лабораторного

оборудования»

Знакомство с цифровой лабораторией

Практическая работа

«Изучение увеличительных приборов»

 

 

Лабораторный практикум

 

4

Техника

биологического рисунка

и приготовление микропрепаратов

Лабораторный практикум

 

Зарисовка биологических

объектов».

Практическая работа

«Приготовление        и рассматривание

микропрепаратов»

 

5

Мини-исследование

«Микромир»

Мини-исследование

Рассматривание

клеток организмов на готовых

микропрепаратов с использованием цифрового

микроскопа.

 

6

Тестирование

«Микробиология»

Работа над ошибками

контрольный

тестирование

Практическая ботаника (7 часов)

 

 

7

Фенологические наблюдения

«Осень в жизни

растений»

Экскурсия

Работа в группах

 

8

Техника сбора, высушивания и монтировки гербария

Лекция и практикум

Практическая работа

«Техника сбора, высушивания и монтировки

гербария»

 

9

Определяем и

классифицируем

Лекция практикум

Практическая работа

«Определение растений по гербарным

образцам».

 

10

Морфологическое описание

растений Определение

растений         в безлистном состоянии

Лекция Лабораторный

практикум:описание растений(работа        с информационными

карточками).

Практикум

растений         в безлиственном

состоянии».

Работа по Олимпиадным заданиям Практическая работа

«Определение растений в

безлистном состоянии»

 

11

Создание

каталога«Видовое Разнообразие растений пришкольной

территории»

Проектная

деятельность

Групповая работа

 

12

Редкие растения Саратовской области

Проектная

деятельность

Индивидуальная работа с

презентацией

 

13

Контроль «Практическая  ботаника»

контрольный

Работа с тестом

Практическая зоология (7 часов)

 

 

14

Система животного мира.

Определяем и

классифицируем

Творческая мастерская Практикум

Работа со схемами Практическая работа по определению

животных.

 

15

Определяем

животных       по следам и контуру Определение экологической группы животных по внешнему

виду

Мини-исследование

практикум

Практическая работа

по определению животных Групповая работа

«Определение экологической группы животных по внешнему

виду»

 

16

Практическая орнитология

Мини-исследование

«Птицы на кормушке»

Проектный

Работа в группе:

исследование

«Птицы на кормушке»

Составление

пищевых цепочек

 

17

Проект «Красная книга

Саратовской

области»

Проектная

деятельность

Групповая работа с презентацией

 

18

Проект «Красная  книга

Саратовской области»

Проектная

деятельность

Индивидуальная работа с презентацией

 

19

Фенологические наблюдения

«Зима в жизни растений и животных»

Экскурсия

«Фенологические

наблюдения «Зима в жизни растений и животных

 

20

Контроль

«Практическая зоология»

Контрольный

Тестирование

Биопрактикум (14 часов)

 

 

21

Как выбрать тему для исследования.

Постановка целей и

задач

Теоретическое занятие

Индивидуальный или парный проект

 

22

Источники

информации

Теоретическое

практическое

Практическая работа

 

23

Как оформить результаты

исследования

Теоретическое занятие практическое

Работа с проектами

 

24

Физиология растений

исследование

Движение растений.

Влияние стимуляторов роста на рост и развитие растений.

Прорастание семян. Влияние пpищипки

на рост корня.

 

25

Физиология растений

Исследовательская деятельность

Движение растений.

Влияние стимуляторов роста на рост и развитие растений.

Прорастание семян. Влияние пpищипки на рост корня.

 

26

Тикрoбиoлoгия

Исследовательская деятельность

Выращивание

культуры бактерий и простейших.

Влияние фитонцидов растений на жизнедеятельность

бактерий.

 

27

Микология

Исследовательская деятельность:

Выращивание грибов дрожжей

 

28

Экологический практикум

Исследовательская работа деятельность:

Определение

загрязнение воздуха приборами и

 

 

 

 

методом биоиндикации степени

загрязнения

воздуха методом биоиндикации.

 

29

Экологический практикум

Исследовательская деятельность:

Определение запыленности воздуха в

помещениях и др.

 

30

Подготовка к отчетной

конференции

Камеральные работы

Создание презентаций,

докладов

 

31

Подготовка к отчетной

конференции

контрольный

Создание продукта

 

32

Отчетная

конференция

аттестация

Презентация работы

 

33

Подведение итогов за учебный год

итоговый

Создание портфолио  личных достижений

 

34

резерв

 

 

           

 

ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ    РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

Учебно-методическое обеспечение программы

Методика обучения по программе состоит из сочетания лекционного изложения теоретического материала с наглядным показом иллюстрирующего материала и приемов решения практических задач. Обучающиеся закрепляют полученные знания путем самостоятельного выполнения практических работ. Для развития творческого мышления и навыков аналитической деятельности педагог проводит занятия по презентации творческих и практических работ, мозговые штурмы, интеллектуальные игры.

Материально-техническое обеспечение программы

Организационные условия, позволяющие реализовать содержание дополнительной образовательной программы «Юный биолог» предполагают наличие оборудования центра «Точка роста»:

цифровая лаборатория по биологии;

помещение, укомплектованное стандартным учебным оборудованием и мебелью (доска, парты, стулья, шкафы, электрообеспечение, раковина с холодной водопроводной водой);

микроскоп цифровой;

комплект посуды и оборудования для ученических опытов;

комплект гербариев демонстрационный;

комплект коллекции демонстрационный (по разным темам);

мультимедийного оборудования (компьютер, ноутбук, проектор, флэш- карты, экран, средства телекоммуникации (локальные школьные сети, выход в интернет).

Дидактическое обеспечение предполагает наличие текстов разноуровневых заданий, тематических тестов по каждому разделу темы, инструкций для выполнения практических работ(см.методические рекомендации к цифровой лаборатории).

 

СИСТЕМА ОЦЕНКИ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

 

Формы контроля обучающихся

Для отслеживания результативности образовательного процесса по программе

«Юный биолог» используются следующие виды контроля:

- предварительный контроль (проверка знаний учащихся на начальном этапеосвоения программы) - входное тестирование;

текущий контроль (в течение всего срока реализации программы);

Формы аттестации

презентация и защита проекта на ученических конференциях.

Текущий контроль:

Формами контроля усвоения учебного материала программы являются отчеты по

практическим работам, творческие работы, создание презентации по теме и т. д. Обучающиеся выполняют задания в индивидуальном темпе, сотрудничая с педагогом. Выполнение проектов создает ситуацию, позволяющую реализовать творческие силы, обеспечить выработку личностного знания, собственного мнения, своего стиля деятельности. Включение обучающихся в реальную творческую деятельность, привлекающую новизной и необычностью является стимулом развития познавательного интереса. Одновременно развиваются способности выявлять проблемы и разрешать возникающие противоречия.

По окончании каждой темы проводится итоговое занятие в виде тематического тестирования.

 

Тесты включают 10 вопросов, вопросы разные по своей структуре, за каждый

из которых обучающийся может получить от 1до 6 баллов. Определяется максимальное

количество баллов, которое можно получить за тест, оно соответствует 100%, от которых

определяется уровень усвоения материала:

низкий уровень - менее 50 %;

средний уровень – 51 % – 70 %;

высокий уровень – 71 % -100 %.

 

Контрольно-измерительные материалы

Входное тестирование (правила техники безопасности, этапы выполнения лабораторных и

практических работ. – тематический контроль (10-15 минут в начале занятия).

 

Тест. Какое строение имеют живые организмы?

а) простое;

+б) клеточное; в) складчатое;

Что происходит в процессе индивидуального развития каждого живого организма?

+а) рост и развитие;

б) размножение и развитие; в) раздражимость и рост;

Что называют размножением?

а) качественные изменения в организме или отдельных его частях на протяжении всей жизни;

+б) воспроизведение себе подобных;

в) процесс увеличения какого-либо качества со временем;

Реакция живых организмов на все изменения в окружающей среде называют…

а) развитием;

б) размножением;

+в) раздражимостью;

Сколько царств живой природы существует?

а) 2;

б) 3;

+в) 4;

Что постоянно происходит у растений?

а) раздражения

+б) обновления;

в) перемещение в пространстве;

Когда большинство животных перестают расти?

а) достигая выготского возраста; б) животные растут всю жизнь;

+в) достигая зрелого возраста;

Представитель какого из царств живой природы изображён на

картинке? грибы

Отметьте предложения, содержащие ошибку.

1. +Работая с микроскопом, мы смотрим глазом в объектив 2.+ Изучаемый объект располагается на зеркале

Микроскоп устанавливают ручкой штатива

Стекло объектива после работы с микроскопом протирают салфеткой

10. А.Может ли учащийся брать без разрешения учителя биологии

микроскоп, препараты и другое оборудование с других рабочих мест. Б.Может ли учащийся вставать с рабочего места и ходить по кабинету во время эксперимента.

Верны оба суждения +          неверны оба суждение          верно А          Верно Б

Тестирование «Микробиология»

1.. К увеличительным приборам, с помощью которых изучают небольшие по размерам объекты, относят

весы 3) микроскоп+

термометр 4) секундомер

В зрительной трубке микроскопа находится

линза+ 3) штатив

зеркало 4) предметный столик

Объектив в микроскопе представляет собой

штатив 3) зеркало

предметный столик 4) +линзу

При работе с микроскопом изучаемый объект располагают на

зеркале 3) объективе

окуляре 4)+ предметном столике

Верны ли следующие суждения?

А. Микроскоп следует переносить двумя руками, держа за ручку и основание штатива.

Б. Электронный микроскоп предназначен только для изучения электронов.

верно только А+ 3) верны оба суждения

верно только Б 4) неверны оба суждения

Выберите три верных ответа. В качестве увеличительных стёкол в световом микроскопе используют

+ линзу 4) окуляр

объектив 5) колбу

зеркало 6) пробирку

Как называются пластиды с красно – оранжевым оттенком?

+а) хромопласты; б) лейкоциты;

в) хлоропласты;

Что придаёт зелёный цвет хлоропластам?

а) вакуоли;

+б) хлорофилл; в) включения;

Какие организмы не имеют клеточного строения?

а) бактерии;

+б) вирусы;

в) грибная клетка;

Тестирование Практическая ботаника. 1.Что такое систематика?

а) раздел биологии, изучающий части клетки;

+б) наука, помогающая разобраться в разнообразии живых организмов; в) наука, изучающая органы и их составляющие;

Эволюция – это …

а) коренное преобразование в какой-либо области человеческой деятельности;

б) процесс развития человечества;

+в) длительный исторический процесс развития;

Выберите вариант только с отделами растений.

+а) мохообразные, голосеменные, покрытосеменные; б) покрытосеменные, простейшие, членистоногие;

в) мохообразные, хордовые, голосеменные;

Что отсутствует у мохообразных?

а) семена; б) листья;

+в) корень;

Что развито у хвощей, плаун и папоротников?

а) цветки, плоды;

+б) стебли, листья и корни; в) листья, цветки, плоды;

Что называют группой особей, имеющих сходные признаки и дающих при скрещивании плодовитое потомство?

+а) вид; б) род;

в) семейство;

В результате фотосинтеза растение образует

сахара и кислород углекислый газ и воду сахара и воду

углекислый газ и кислород

В ходе фотосинтеза растение потребляет

сахара и кислород углекислый газ и воду сахара и воду

углекислый газ и кислород

Назовите Краснокнижных растений Саратовской области

 

Тестирование «Практическая зоология»

К какому типу относят такие классы как: рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие?

а) кишечнополостные;

+б) хордовые;

в) членистоногие;

У какого типа животных есть специальные органы движения: ложноножки, реснички, жгутики?

а) моллюски;

б) членистоногие;

+в) простейшие;

Выберите вариант с представителями головоногих моллюсков.

+а) осьминог, кальмар;

б) виноградная улитка, гребешок; в) куриная нога, каракатица;

Какие животные наиболее высокоорганизованные?

а) моллюски;

+б) млекопитающие; в) кишечнополостные;

Сердце рыб

однокамерное двухкамерное трёхкамерное

Отделы тела насекомых

голова, грудь головогрудь и брюшко голова, грудь, брюшко голова, брюшко

Назовите краснокнижных животных Саратовской области

Итоговый контроль

Учебно-методический комплект

 

Башмакова В.Е., Л.Б. Ясная, Д.М.Жилин. Цифровая лаборатория ТР по биологии: ученическая: методические рекомендации: Москва: Де

Либри, 2021.-88с.:ил.

Дольник В.Р. Вышли мы все из природы. Беседы о поведении

человека в компанииптиц, зверей и детей. — М.: LIПKAPRESS, 1996.

Лесные травянистые растения.  Биология и охрана: справочник. - М..Агропромиздат, 1988.

Петров В.В. Растительный мир нашей Родины: кн. для учителя. -

2-е изд., доп.

— М.. Просвещение, 1991.

Самкова В.А. Мы изучаем лес. Задания для учащихся 3-5

классов //Биология вшколе. - 2003. - № 7; 2004. - № 1, 3, 5, 7.

А.Ю Цуцких, О.А.Поваляев, Д.М.Жилин, М.М. Сазонов, П.В.

Мирошниченко. Краткое руководство по эксплуатации цифровой лаборатории – Москва: Де Либри, 2021.

Чернова Н.М. Лабораторный практикум по экологии. — М.. Просвещение, 1986.

Интернет-ресурсы:

Uralschool.ru

httп://www.wwf.ru — Всемирный фонд дикой природы

httп://edu.        seu.ru/тetodiques/saтkova.htlTl интернет-сайт Общественньые      ресурсы

образования» / Самкова В.А. Открывая мир. Практические Задания для учащихся.

httп://www.kuпzт.ru — Кружок юный Натуралист Зоологического музея МГУ.