Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естественно-научной направленности «Юный биолог»
для обучающихся 5 класса
Срок реализации 1 год
Уровень программы: базовый
Пояснительная записка
Программа «Юный биолог» ориентирована на приобретение знаний по разделам биологии (микробиологии, ботанике, зоологии), на развитие практических умений и навыков, поставлена на формирование интереса к опытной, экспериментальной и исследовательской деятельности, которые способствуют познавательной и творческой активности обучающихся.
Актуальность программы заключается в том, что программа «Юный биолог» в занимательной форме знакомит детей с разделами биологии: микробиологии, ботанике, зоологии, готовит к олимпиадам и конкурсам различных уровней.
Современный учебный процесс направлен не столько на достижение результатов в области предметных знаний, сколько на личностный рост ребенка. Обучение по новым образовательным стандартам предусматривает организацию внеурочной деятельности, которая способствует раскрытию внутреннего потенциала каждого ученика, развитие и поддержание его таланта.
Одним из ключевых требований к биологическому образованию в современных условиях и важнейшим компонентов реализации ФГОС является овладение учащимися практическими умениями и навыками, проектно-исследовательской деятельностью. Программа «Юный биолог» направлена на формирование у учащихся 5-7 классов интереса к изучению биологии, развитие практических умений, применение полученных знаний на практике.
В учебном плане по предмету «Биология» отведено всего 1 час в неделю в 5-7 классах, что дает возможность сформировать у обучающихся только базовые знания по предмету.
На уроках биологии в 5-7 классах закладываются основы многих практических умений школьников, которыми они будут пользоваться во всех последующих курсах изучения биологии. Количество практических умений и навыков, которые учащиеся должны усвоить на уроках биологии в 5-6 классах достаточно велико, поэтому внеурочная деятельность будет дополнительной возможностью для закрепления и отработки практических умений учащихся.
Программа способствует ознакомлению с организацией коллективного и индивидуального исследования, обучению в действии, позволяет чередовать коллективную и индивидуальную деятельность. Теоретический материал включает в себя вопросы, касающиеся основ проектно-исследовательской деятельности, знакомства со структурой работы.
Образовательная программа «Юный биолог» разработана в соответствие с нормативно-правовой базой:
-Ф3 от 29.12.2012 №273-Ф3 (ред. от 03.02.2014г. № 11 – ФЗ) «Об образовании в Российской Федерации»;
-Приказ Министерства просвещения Российской Федерации №196 от 9 ноября 2018г. «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
-Концепция развития дополнительного образования детей. ( утв.распоряжением Правительства РФ от 4 сентября 2014г. №1726-р); -Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015г. №09-3242 «Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)».
-Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 №41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарноэпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»; Регионального уровня:
-Государственная программа «Развитие системы образования Саратовской области» на 2014-2020гг. (Постановление правительства Саратовской области от 03.10.2014 №737-пп «О внесении изменения в 4 постановление Правительства Саратовской области от 28 июня 2013 года №553-пп);
-Закон Саратовской области «Об образовании в Саратовской области» (от 6 сентября 2013г. №1698/506-V-ОЗ, ред. от12.12.2016г.)
- Устава ГБОУ СО «СОШ п.Алексееевка Хвалынского района имени В.М. Пашина».
Программа реализуется: на базе ГБОУ СО «СОШ п.Алексееевка Хвалынского района имени В.М. Пашина». Обучение осуществляется при поддержке Центра образования естественнонаучной направленности «Точка роста», который создан для развития у обучающихся естественно-научной, математической, информационной грамотности, формирования критического и креативного мышления, совершенствования навыков естественно-научной направленности, а также для практической отработки учебного материала по учебному предмету «Биология».
Цель программы: формирование знаний по отдельным разделам биологии (микробиологии, ботанике, зоологии) и приобрести практические навыки и умения в процессе опытнической и исследовательской деятельности.
Для реализации цели были поставлены следующие задачи:
Образовательные:
Формировать представление об одноклеточных и многоклеточных организмах;
Обучить навыкам работы с лабораторным оборудованием и основам исследования;
Развивающие:
Развивать логическое мышление, память, воображение, мышление в процессенаблюдения, умение рассуждать и делать выводы;
Развивать творческую активность у обучающихся, навыки коллективной работы.
Воспитательные:
Воспитать ответственность, бережное отношение к живым объектам природы,уважительное отношение к природе.
Планируемые результаты
В результате реализации программы, обучающиеся должны знать:
Основные биологические понятия: простейшие,клетка, ботаника, зоология, устройство микроскопа;
Должны уметь:
Пользоваться биологическим лабораторным оборудованием;
Ставить простейшие опыты с объектами живой и неживой природы;
Вести наблюдение за живыми природными объектами, отражать полученные данные в своей работе;
Оформлять результаты практических наблюдений в виде простейших схем,знаков, рисунков, описаний, выводов;
Подготовить доклад, презентацию к выступлению. Форма промежуточной аттестации: тестирование.
Формы проведения занятий: лабораторный практикум с использованием оборудования центра «Точка роста», экскурсии, эксперименты, наблюдения, коллективные и индивидуальные исследования, самостоятельная работа, консультации, проектная и исследовательская деятельность, в том числе с использованием ИКТ.
Срок реализации программы - 1 год. Общее количество учебных часов, запланированных на весь период обучения: 34 часа.
Планируемые результаты освоения программы.
-иметь представление об исследовании, проекте, сборе и обработке информации, составлении доклада, публичном выступлении;
-знать, как выбрать тему исследования, структуру исследования;
-уметь видеть проблему, выдвигать гипотезы, планировать ход исследования, давать определения понятиям, работать с текстом, делать выводы;
-уметь работать в группе, прислушиваться к мнению членов группы, отстаиватьсобственную точку зрения;
-владеть планированием и постановкой биологического эксперимента.
Ожидаемые результаты
Личностные результаты:
-знания основных принципов и правил отношения к живой природе;
-развитие познавательных интересов, направленных на изучение живой природы;
-развитие интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и другое);
-эстетического отношения к живым объектам. Метапредметные результаты:
-овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности: умение видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;
-умение работать с разными источниками биологической информации, анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую;
-умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать
свою позицию.
Предметные результаты:
В познавательной (интеллектуальной) сфере:
-выделение существенных признаков биологических объектов и процессов;
-классификация — определение принадлежности биологических объектов к определенной систематической группе;
-объяснение роли биологии в практической деятельности людей;
-сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения;
-умение работать с определителями, лабораторным оборудованием;
-овладение методами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов.
В ценностно-ориентационной сфере:
-знание основных правил поведения в природе;
-анализ и оценка последствий деятельности человека в природе.
В сфере трудовой деятельности:
-знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии;
-соблюдение правил работы с биологическими приборами и инструментами.
В эстетической сфере:
-овладение умением оценивать с эстетической точки зрения объекты живой природы.
Структура программы
При изучении разделов программы изучаются разные области биологии. Ботаника— наука о растениях. Зоология — наука, предметом изучения которой являются представители царства животных. Микология — наука о грибах. Физиология— наука о жизненных процессах. Экология— наука о взаимодействиях организмов с окружающей средой. Бактериология— наука о бактериях. Орнитология — раздел зоологии, посвященный изучению птиц. Биогеография— наука, которая изучает закономерности географического распространения и распределения организмов. Систематика— научная дисциплина, о классификации живых организмов. Морфология изучает внешнее строение организма.
Тематический план
№ |
Название раздела |
Количество часов |
|
Введение |
1 |
1 |
Лаборатория Левенгука |
5 |
2 |
Практическая ботаника |
7 |
3 |
Практическая зоология |
7 |
4 |
Биопрактикум |
14 |
ИТОГО |
34 |
Содержание программы с указанием вида деятельности:
Введение. План работы и техника безопасности при выполнении лабораторных работ.1ч.
Раздел 1. Лаборатория Левенгука (5 часов)
Методы научного исследования. Лабораторное оборудование и приборы для научных исследований. История изобретения микроскопа, его устройство и правила работы. Техника приготовления временного микропрепарата. Рисуем по правилам: правила биологического рисунка.
Практические и лабораторные работы: Устройство микроскопа
Приготовление и рассматривание микропрепаратов Зарисовка биологических объектов
Проектно-исследовательская деятельность:
Мини исследование «Микромир» (работа в гpyппax с последующей презентацией).
Раздел 2. Практическая ботаника (7 часов)
Фенологические наблюдения. Ведение дневника наблюдений. Гербарий: оборудование, техника сбора, высушивания и монтировки. Правила работа с определителями (теза, антитеза). Морфологическое описание растений по плану. Редкие и исчезающие растения Саратовской области.
Практические и лабораторные работы: Морфологическое oпиcaниe растений
Определение растений пo гербарным образцам и в безлиственном состоянии Монтировка гербария
Проектно-исследовательская деятельность:
Создание каталога «Видовое разнообразие растений пришкольной тeppитopии» Проект «Редкие растения Саратовской области»
Раздел 3. Практическая зоология (7 часов)
Знакомство с системой живой природы, царствами живых организмов. Отличительные признаки животных разных царств и систематических групп. Жизнь животных: определение животных по следам, продуктам жизнедеятельности. Описание внешнего вида животных по плану. О чем рассказывают скелеты животных (палеонтология). Пищевые цепочки. Жизнь животных зимой. Подкормка птиц.
Практические и лабораторные работы:
Работа пo определению животных Составление пищевых цепочек Определение экологической гpyппы животных пo внешнему виду Фенологические наблюдения «Зима в жизни растений и животных»
Проектно-исследовательская деятельность:
Мини —исследование «Птицы на кормушке»
Проект «Красная книга животных Саратовской области»
Раздел 4. Биопрактикум (14часов)
Учебно-исследовательская деятельность. Как правильно выбрать тему, определить цель и задачи исследования. Какие существуют методы исследований. Правила оформления результатов. Источники информации (библиотека, интернет-ресурсы). Как оформить письменное сообщение и презентацию. Освоение и отработка методик выращивания биокультур. Выполнение самостоятельного исследования по выбранному модулю. Представление результатов на конференции. Отработка практической части олимпиадных заданий с целью диагностики полученных умений и навыков. Практические и лабораторные работы:
Работа с информацией (посещение библиотеки) Оформление доклада и презентации пo определенной теме
Проектно-исследовательская деятельность:
Модуль «Физиология растений» Движение растений
Влияние стимуляторов pocтa на pocт и развитие растений Прорастание семян Влияние прищипки на pocт корня
Модуль «Микробиология»
Выращивание культуры бактерий и простейших
Влияние фитонцидов растений на жизнедеятельность бактерий
Модуль «Микология»
Влияние дрожжей на укоренение черенков
Модуль «Экологический практикум»
Определение cтeпeни загрязнения воздуха методом биоиндикации. Определение запыленности воздуха в помещениях.
Календарно- тематическое планирование
Дата |
№ |
Тема |
Форма проведения |
Виды деятельности |
|
Введение (1 часа) |
|
||||
|
1 |
Вводный инструктаж по ТБ при проведении лабораторных работ. Входное тестирование |
Беседа, контроль |
Инструктаж, знакомство с программой кружка, тестирование |
|
Лаборатория Левенгука (5 часов) |
|
||||
|
2- 3 |
Приборы, используемые для научных исследований Знакомство с устройством микроскопа |
Практическая работа «Изучение приборов для научных исследований и лабораторного оборудования» |
Знакомство с цифровой лабораторией Практическая работа «Изучение увеличительных приборов» |
|
|
|
Лабораторный практикум |
|||
|
4 |
Техника биологического рисунка и приготовление микропрепаратов |
Лабораторный практикум
Зарисовка биологических объектов». |
Практическая работа «Приготовление и рассматривание микропрепаратов» |
|
|
5 |
Мини-исследование «Микромир» |
Мини-исследование |
Рассматривание клеток организмов на готовых микропрепаратов с использованием цифрового микроскопа. |
|
|
6 |
Тестирование «Микробиология» Работа над ошибками |
контрольный |
тестирование |
|
Практическая ботаника (7 часов) |
|
||||
|
7 |
Фенологические наблюдения «Осень в жизни растений» |
Экскурсия |
Работа в группах |
|
|
8 |
Техника сбора, высушивания и монтировки гербария |
Лекция и практикум |
Практическая работа «Техника сбора, высушивания и монтировки гербария» |
|
|
9 |
Определяем и классифицируем |
Лекция практикум |
Практическая работа «Определение растений по гербарным образцам». |
|
|
10 |
Морфологическое описание растений Определение растений в безлистном состоянии |
Лекция Лабораторный практикум:описание растений(работа с информационными карточками). Практикум растений в безлиственном состоянии». |
Работа по Олимпиадным заданиям Практическая работа «Определение растений в безлистном состоянии» |
|
|
11 |
Создание каталога«Видовое Разнообразие растений пришкольной территории» |
Проектная деятельность |
Групповая работа |
|
|
12 |
Редкие растения Саратовской области |
Проектная деятельность |
Индивидуальная работа с презентацией |
|
|
13 |
Контроль «Практическая ботаника» |
контрольный |
Работа с тестом |
|
Практическая зоология (7 часов) |
|
||||
|
14 |
Система животного мира. Определяем и классифицируем |
Творческая мастерская Практикум |
Работа со схемами Практическая работа по определению животных. |
|
|
15 |
Определяем животных по следам и контуру Определение экологической группы животных по внешнему виду |
Мини-исследование практикум |
Практическая работа по определению животных Групповая работа «Определение экологической группы животных по внешнему виду» |
|
|
16 |
Практическая орнитология Мини-исследование «Птицы на кормушке» |
Проектный |
Работа в группе: исследование «Птицы на кормушке» Составление пищевых цепочек |
|
|
17 |
Проект «Красная книга Саратовской области» |
Проектная деятельность |
Групповая работа с презентацией |
|
|
18 |
Проект «Красная книга Саратовской области» |
Проектная деятельность |
Индивидуальная работа с презентацией |
|
|
19 |
Фенологические наблюдения «Зима в жизни растений и животных» |
Экскурсия «Фенологические |
наблюдения «Зима в жизни растений и животных |
|
|
20 |
Контроль «Практическая зоология» |
Контрольный |
Тестирование |
|
Биопрактикум (14 часов) |
|
||||
|
21 |
Как выбрать тему для исследования. Постановка целей и задач |
Теоретическое занятие |
Индивидуальный или парный проект |
|
|
22 |
Источники информации |
Теоретическое практическое |
Практическая работа |
|
|
23 |
Как оформить результаты исследования |
Теоретическое занятие практическое |
Работа с проектами |
|
|
24 |
Физиология растений |
исследование |
Движение растений. Влияние стимуляторов роста на рост и развитие растений. Прорастание семян. Влияние пpищипки на рост корня. |
|
|
25 |
Физиология растений |
Исследовательская деятельность |
Движение растений. Влияние стимуляторов роста на рост и развитие растений. Прорастание семян. Влияние пpищипки на рост корня. |
|
|
26 |
Тикрoбиoлoгия |
Исследовательская деятельность |
Выращивание культуры бактерий и простейших. Влияние фитонцидов растений на жизнедеятельность бактерий. |
|
|
27 |
Микология |
Исследовательская деятельность: |
Выращивание грибов дрожжей |
|
|
28 |
Экологический практикум |
Исследовательская работа деятельность: |
Определение загрязнение воздуха приборами и |
|
|
|
|
|
методом биоиндикации степени загрязнения воздуха методом биоиндикации. |
|
|
29 |
Экологический практикум |
Исследовательская деятельность: |
Определение запыленности воздуха в помещениях и др. |
|
|
30 |
Подготовка к отчетной конференции |
Камеральные работы |
Создание презентаций, докладов |
|
|
31 |
Подготовка к отчетной конференции |
контрольный |
Создание продукта |
|
|
32 |
Отчетная конференция |
аттестация |
Презентация работы |
|
|
33 |
Подведение итогов за учебный год |
итоговый |
Создание портфолио личных достижений |
|
|
34 |
резерв |
|
|
|
ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Учебно-методическое обеспечение программы
Методика обучения по программе состоит из сочетания лекционного изложения теоретического материала с наглядным показом иллюстрирующего материала и приемов решения практических задач. Обучающиеся закрепляют полученные знания путем самостоятельного выполнения практических работ. Для развития творческого мышления и навыков аналитической деятельности педагог проводит занятия по презентации творческих и практических работ, мозговые штурмы, интеллектуальные игры.
Материально-техническое обеспечение программы
Организационные условия, позволяющие реализовать содержание дополнительной образовательной программы «Юный биолог» предполагают наличие оборудования центра «Точка роста»:
цифровая лаборатория по биологии;
помещение, укомплектованное стандартным учебным оборудованием и мебелью (доска, парты, стулья, шкафы, электрообеспечение, раковина с холодной водопроводной водой);
микроскоп цифровой;
комплект посуды и оборудования для ученических опытов;
комплект гербариев демонстрационный;
комплект коллекции демонстрационный (по разным темам);
мультимедийного оборудования (компьютер, ноутбук, проектор, флэш- карты, экран, средства телекоммуникации (локальные школьные сети, выход в интернет).
Дидактическое обеспечение предполагает наличие текстов разноуровневых заданий, тематических тестов по каждому разделу темы, инструкций для выполнения практических работ(см.методические рекомендации к цифровой лаборатории).
СИСТЕМА ОЦЕНКИ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Формы контроля обучающихся
Для отслеживания результативности образовательного процесса по программе
«Юный биолог» используются следующие виды контроля:
- предварительный контроль (проверка знаний учащихся на начальном этапеосвоения программы) - входное тестирование;
текущий контроль (в течение всего срока реализации программы);
Формы аттестации
презентация и защита проекта на ученических конференциях.
Текущий контроль:
Формами контроля усвоения учебного материала программы являются отчеты по
практическим работам, творческие работы, создание презентации по теме и т. д. Обучающиеся выполняют задания в индивидуальном темпе, сотрудничая с педагогом. Выполнение проектов создает ситуацию, позволяющую реализовать творческие силы, обеспечить выработку личностного знания, собственного мнения, своего стиля деятельности. Включение обучающихся в реальную творческую деятельность, привлекающую новизной и необычностью является стимулом развития познавательного интереса. Одновременно развиваются способности выявлять проблемы и разрешать возникающие противоречия.
По окончании каждой темы проводится итоговое занятие в виде тематического тестирования.
Тесты включают 10 вопросов, вопросы разные по своей структуре, за каждый
из которых обучающийся может получить от 1до 6 баллов. Определяется максимальное
количество баллов, которое можно получить за тест, оно соответствует 100%, от которых
определяется уровень усвоения материала:
низкий уровень - менее 50 %;
средний уровень – 51 % – 70 %;
высокий уровень – 71 % -100 %.
Контрольно-измерительные материалы
Входное тестирование (правила техники безопасности, этапы выполнения лабораторных и
практических работ. – тематический контроль (10-15 минут в начале занятия).
Тест. Какое строение имеют живые организмы?
а) простое;
+б) клеточное; в) складчатое;
Что происходит в процессе индивидуального развития каждого живого организма?
+а) рост и развитие;
б) размножение и развитие; в) раздражимость и рост;
Что называют размножением?
а) качественные изменения в организме или отдельных его частях на протяжении всей жизни;
+б) воспроизведение себе подобных;
в) процесс увеличения какого-либо качества со временем;
Реакция живых организмов на все изменения в окружающей среде называют…
а) развитием;
б) размножением;
+в) раздражимостью;
Сколько царств живой природы существует?
а) 2;
б) 3;
+в) 4;
Что постоянно происходит у растений?
а) раздражения
+б) обновления;
в) перемещение в пространстве;
Когда большинство животных перестают расти?
а) достигая выготского возраста; б) животные растут всю жизнь;
+в) достигая зрелого возраста;
Представитель какого из царств живой природы изображён на
картинке? грибы
Отметьте предложения, содержащие ошибку.
1. +Работая с микроскопом, мы смотрим глазом в объектив 2.+ Изучаемый объект располагается на зеркале
Микроскоп устанавливают ручкой штатива
Стекло объектива после работы с микроскопом протирают салфеткой
10. А.Может ли учащийся брать без разрешения учителя биологии
микроскоп, препараты и другое оборудование с других рабочих мест. Б.Может ли учащийся вставать с рабочего места и ходить по кабинету во время эксперимента.
Верны оба суждения + неверны оба суждение верно А Верно Б
Тестирование «Микробиология»
1.. К увеличительным приборам, с помощью которых изучают небольшие по размерам объекты, относят
весы 3) микроскоп+
термометр 4) секундомер
В зрительной трубке микроскопа находится
линза+ 3) штатив
зеркало 4) предметный столик
Объектив в микроскопе представляет собой
штатив 3) зеркало
предметный столик 4) +линзу
При работе с микроскопом изучаемый объект располагают на
зеркале 3) объективе
окуляре 4)+ предметном столике
Верны ли следующие суждения?
А. Микроскоп следует переносить двумя руками, держа за ручку и основание штатива.
Б. Электронный микроскоп предназначен только для изучения электронов.
верно только А+ 3) верны оба суждения
верно только Б 4) неверны оба суждения
Выберите три верных ответа. В качестве увеличительных стёкол в световом микроскопе используют
+ линзу 4) окуляр
объектив 5) колбу
зеркало 6) пробирку
Как называются пластиды с красно – оранжевым оттенком?
+а) хромопласты; б) лейкоциты;
в) хлоропласты;
Что придаёт зелёный цвет хлоропластам?
а) вакуоли;
+б) хлорофилл; в) включения;
Какие организмы не имеют клеточного строения?
а) бактерии;
+б) вирусы;
в) грибная клетка;
Тестирование Практическая ботаника. 1.Что такое систематика?
а) раздел биологии, изучающий части клетки;
+б) наука, помогающая разобраться в разнообразии живых организмов; в) наука, изучающая органы и их составляющие;
Эволюция – это …
а) коренное преобразование в какой-либо области человеческой деятельности;
б) процесс развития человечества;
+в) длительный исторический процесс развития;
Выберите вариант только с отделами растений.
+а) мохообразные, голосеменные, покрытосеменные; б) покрытосеменные, простейшие, членистоногие;
в) мохообразные, хордовые, голосеменные;
Что отсутствует у мохообразных?
а) семена; б) листья;
+в) корень;
Что развито у хвощей, плаун и папоротников?
а) цветки, плоды;
+б) стебли, листья и корни; в) листья, цветки, плоды;
Что называют группой особей, имеющих сходные признаки и дающих при скрещивании плодовитое потомство?
+а) вид; б) род;
в) семейство;
В результате фотосинтеза растение образует
сахара и кислород углекислый газ и воду сахара и воду
углекислый газ и кислород
В ходе фотосинтеза растение потребляет
сахара и кислород углекислый газ и воду сахара и воду
углекислый газ и кислород
Назовите Краснокнижных растений Саратовской области
Тестирование «Практическая зоология»
К какому типу относят такие классы как: рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие?
а) кишечнополостные;
+б) хордовые;
в) членистоногие;
У какого типа животных есть специальные органы движения: ложноножки, реснички, жгутики?
а) моллюски;
б) членистоногие;
+в) простейшие;
Выберите вариант с представителями головоногих моллюсков.
+а) осьминог, кальмар;
б) виноградная улитка, гребешок; в) куриная нога, каракатица;
Какие животные наиболее высокоорганизованные?
а) моллюски;
+б) млекопитающие; в) кишечнополостные;
Сердце рыб
однокамерное двухкамерное трёхкамерное
Отделы тела насекомых
голова, грудь головогрудь и брюшко голова, грудь, брюшко голова, брюшко
Назовите краснокнижных животных Саратовской области
Итоговый контроль
Учебно-методический комплект
Башмакова В.Е., Л.Б. Ясная, Д.М.Жилин. Цифровая лаборатория ТР по биологии: ученическая: методические рекомендации: Москва: Де
Либри, 2021.-88с.:ил.
Дольник В.Р. Вышли мы все из природы. Беседы о поведении
человека в компанииптиц, зверей и детей. — М.: LIПKAPRESS, 1996.
Лесные травянистые растения. Биология и охрана: справочник. - М..Агропромиздат, 1988.
Петров В.В. Растительный мир нашей Родины: кн. для учителя. -
2-е изд., доп.
— М.. Просвещение, 1991.
Самкова В.А. Мы изучаем лес. Задания для учащихся 3-5
классов //Биология вшколе. - 2003. - № 7; 2004. - № 1, 3, 5, 7.
А.Ю Цуцких, О.А.Поваляев, Д.М.Жилин, М.М. Сазонов, П.В.
Мирошниченко. Краткое руководство по эксплуатации цифровой лаборатории – Москва: Де Либри, 2021.
Чернова Н.М. Лабораторный практикум по экологии. — М.. Просвещение, 1986.
Интернет-ресурсы:
Uralschool.ru
httп://www.wwf.ru — Всемирный фонд дикой природы
httп://edu. seu.ru/тetodiques/saтkova.htlTl интернет-сайт Общественньые ресурсы
образования» / Самкова В.А. Открывая мир. Практические Задания для учащихся.
httп://www.kuпzт.ru — Кружок юный Натуралист Зоологического музея МГУ.