Календарь
Меню сайта
Д.Р. - 15.09.2013г
Карта
Статистика
Онлайн всего: 1 Гостей: 1 Пользователей: 0 Новости региона
|
Дополнительная программа «Юный биолог»Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естественно-научной направленности «Юный биолог»для обучающихся 5 класса Срок реализации 1 год Уровень программы: базовый Пояснительная записка Программа «Юный биолог» ориентирована на приобретение знаний по разделам биологии (микробиологии, ботанике, зоологии), на развитие практических умений и навыков, поставлена на формирование интереса к опытной, экспериментальной и исследовательской деятельности, которые способствуют познавательной и творческой активности обучающихся. Актуальность программы заключается в том, что программа «Юный биолог» в занимательной форме знакомит детей с разделами биологии: микробиологии, ботанике, зоологии, готовит к олимпиадам и конкурсам различных уровней. Современный учебный процесс направлен не столько на достижение результатов в области предметных знаний, сколько на личностный рост ребенка. Обучение по новым образовательным стандартам предусматривает организацию внеурочной деятельности, которая способствует раскрытию внутреннего потенциала каждого ученика, развитие и поддержание его таланта. Одним из ключевых требований к биологическому образованию в современных условиях и важнейшим компонентов реализации ФГОС является овладение учащимися практическими умениями и навыками, проектно-исследовательской деятельностью. Программа «Юный биолог» направлена на формирование у учащихся 5-7 классов интереса к изучению биологии, развитие практических умений, применение полученных знаний на практике. В учебном плане по предмету «Биология» отведено всего 1 час в неделю в 5-7 классах, что дает возможность сформировать у обучающихся только базовые знания по предмету. На уроках биологии в 5-7 классах закладываются основы многих практических умений школьников, которыми они будут пользоваться во всех последующих курсах изучения биологии. Количество практических умений и навыков, которые учащиеся должны усвоить на уроках биологии в 5-6 классах достаточно велико, поэтому внеурочная деятельность будет дополнительной возможностью для закрепления и отработки практических умений учащихся. Программа способствует ознакомлению с организацией коллективного и индивидуального исследования, обучению в действии, позволяет чередовать коллективную и индивидуальную деятельность. Теоретический материал включает в себя вопросы, касающиеся основ проектно-исследовательской деятельности, знакомства со структурой работы. Образовательная программа «Юный биолог» разработана в соответствие с нормативно-правовой базой: -Ф3 от 29.12.2012 №273-Ф3 (ред. от 03.02.2014г. № 11 – ФЗ) «Об образовании в Российской Федерации»; -Приказ Министерства просвещения Российской Федерации №196 от 9 ноября 2018г. «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам». -Концепция развития дополнительного образования детей. ( утв.распоряжением Правительства РФ от 4 сентября 2014г. №1726-р); -Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015г. №09-3242 «Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)». -Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 №41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарноэпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»; Регионального уровня: -Государственная программа «Развитие системы образования Саратовской области» на 2014-2020гг. (Постановление правительства Саратовской области от 03.10.2014 №737-пп «О внесении изменения в 4 постановление Правительства Саратовской области от 28 июня 2013 года №553-пп); -Закон Саратовской области «Об образовании в Саратовской области» (от 6 сентября 2013г. №1698/506-V-ОЗ, ред. от12.12.2016г.) - Устава ГБОУ СО «СОШ п.Алексееевка Хвалынского района имени В.М. Пашина». Программа реализуется: на базе ГБОУ СО «СОШ п.Алексееевка Хвалынского района имени В.М. Пашина». Обучение осуществляется при поддержке Центра образования естественнонаучной направленности «Точка роста», который создан для развития у обучающихся естественно-научной, математической, информационной грамотности, формирования критического и креативного мышления, совершенствования навыков естественно-научной направленности, а также для практической отработки учебного материала по учебному предмету «Биология». Цель программы: формирование знаний по отдельным разделам биологии (микробиологии, ботанике, зоологии) и приобрести практические навыки и умения в процессе опытнической и исследовательской деятельности. Для реализации цели были поставлены следующие задачи: Образовательные: Формировать представление об одноклеточных и многоклеточных организмах; Обучить навыкам работы с лабораторным оборудованием и основам исследования; Развивающие: Развивать логическое мышление, память, воображение, мышление в процессенаблюдения, умение рассуждать и делать выводы; Развивать творческую активность у обучающихся, навыки коллективной работы. Воспитательные: Воспитать ответственность, бережное отношение к живым объектам природы,уважительное отношение к природе. Планируемые результаты В результате реализации программы, обучающиеся должны знать: Основные биологические понятия: простейшие,клетка, ботаника, зоология, устройство микроскопа; Должны уметь: Пользоваться биологическим лабораторным оборудованием; Ставить простейшие опыты с объектами живой и неживой природы; Вести наблюдение за живыми природными объектами, отражать полученные данные в своей работе; Оформлять результаты практических наблюдений в виде простейших схем,знаков, рисунков, описаний, выводов; Подготовить доклад, презентацию к выступлению. Форма промежуточной аттестации: тестирование. Формы проведения занятий: лабораторный практикум с использованием оборудования центра «Точка роста», экскурсии, эксперименты, наблюдения, коллективные и индивидуальные исследования, самостоятельная работа, консультации, проектная и исследовательская деятельность, в том числе с использованием ИКТ. Срок реализации программы - 1 год. Общее количество учебных часов, запланированных на весь период обучения: 34 часа.
Планируемые результаты освоения программы. -иметь представление об исследовании, проекте, сборе и обработке информации, составлении доклада, публичном выступлении;
-знать, как выбрать тему исследования, структуру исследования; -уметь видеть проблему, выдвигать гипотезы, планировать ход исследования, давать определения понятиям, работать с текстом, делать выводы; -уметь работать в группе, прислушиваться к мнению членов группы, отстаиватьсобственную точку зрения; -владеть планированием и постановкой биологического эксперимента. Ожидаемые результаты Личностные результаты: -знания основных принципов и правил отношения к живой природе; -развитие познавательных интересов, направленных на изучение живой природы; -развитие интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и другое); -эстетического отношения к живым объектам. Метапредметные результаты: -овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности: умение видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи; -умение работать с разными источниками биологической информации, анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую; -умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию. Предметные результаты: В познавательной (интеллектуальной) сфере: -выделение существенных признаков биологических объектов и процессов; -классификация — определение принадлежности биологических объектов к определенной систематической группе; -объяснение роли биологии в практической деятельности людей; -сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения; -умение работать с определителями, лабораторным оборудованием; -овладение методами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов. В ценностно-ориентационной сфере: -знание основных правил поведения в природе; -анализ и оценка последствий деятельности человека в природе. В сфере трудовой деятельности: -знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии; -соблюдение правил работы с биологическими приборами и инструментами. В эстетической сфере: -овладение умением оценивать с эстетической точки зрения объекты живой природы.
Структура программы При изучении разделов программы изучаются разные области биологии. Ботаника— наука о растениях. Зоология — наука, предметом изучения которой являются представители царства животных. Микология — наука о грибах. Физиология— наука о жизненных процессах. Экология— наука о взаимодействиях организмов с окружающей средой. Бактериология— наука о бактериях. Орнитология — раздел зоологии, посвященный изучению птиц. Биогеография— наука, которая изучает закономерности географического распространения и распределения организмов. Систематика— научная дисциплина, о классификации живых организмов. Морфология изучает внешнее строение организма. Тематический план
Содержание программы с указанием вида деятельности: Введение. План работы и техника безопасности при выполнении лабораторных работ.1ч. Раздел 1. Лаборатория Левенгука (5 часов) Методы научного исследования. Лабораторное оборудование и приборы для научных исследований. История изобретения микроскопа, его устройство и правила работы. Техника приготовления временного микропрепарата. Рисуем по правилам: правила биологического рисунка. Практические и лабораторные работы: Устройство микроскопа
Приготовление и рассматривание микропрепаратов Зарисовка биологических объектов Проектно-исследовательская деятельность: Мини исследование «Микромир» (работа в гpyппax с последующей презентацией). Раздел 2. Практическая ботаника (7 часов) Фенологические наблюдения. Ведение дневника наблюдений. Гербарий: оборудование, техника сбора, высушивания и монтировки. Правила работа с определителями (теза, антитеза). Морфологическое описание растений по плану. Редкие и исчезающие растения Саратовской области. Практические и лабораторные работы: Морфологическое oпиcaниe растений Определение растений пo гербарным образцам и в безлиственном состоянии Монтировка гербария Проектно-исследовательская деятельность: Создание каталога «Видовое разнообразие растений пришкольной тeppитopии» Проект «Редкие растения Саратовской области» Раздел 3. Практическая зоология (7 часов) Знакомство с системой живой природы, царствами живых организмов. Отличительные признаки животных разных царств и систематических групп. Жизнь животных: определение животных по следам, продуктам жизнедеятельности. Описание внешнего вида животных по плану. О чем рассказывают скелеты животных (палеонтология). Пищевые цепочки. Жизнь животных зимой. Подкормка птиц. Практические и лабораторные работы: Работа пo определению животных Составление пищевых цепочек Определение экологической гpyппы животных пo внешнему виду Фенологические наблюдения «Зима в жизни растений и животных» Проектно-исследовательская деятельность: Мини —исследование «Птицы на кормушке» Проект «Красная книга животных Саратовской области» Раздел 4. Биопрактикум (14часов) Учебно-исследовательская деятельность. Как правильно выбрать тему, определить цель и задачи исследования. Какие существуют методы исследований. Правила оформления результатов. Источники информации (библиотека, интернет-ресурсы). Как оформить письменное сообщение и презентацию. Освоение и отработка методик выращивания биокультур. Выполнение самостоятельного исследования по выбранному модулю. Представление результатов на конференции. Отработка практической части олимпиадных заданий с целью диагностики полученных умений и навыков. Практические и лабораторные работы: Работа с информацией (посещение библиотеки) Оформление доклада и презентации пo определенной теме Проектно-исследовательская деятельность: Модуль «Физиология растений» Движение растений Влияние стимуляторов pocтa на pocт и развитие растений Прорастание семян Влияние прищипки на pocт корня Модуль «Микробиология» Выращивание культуры бактерий и простейших Влияние фитонцидов растений на жизнедеятельность бактерий Модуль «Микология» Влияние дрожжей на укоренение черенков Модуль «Экологический практикум» Определение cтeпeни загрязнения воздуха методом биоиндикации. Определение запыленности воздуха в помещениях. Календарно- тематическое планирование
ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ Учебно-методическое обеспечение программы Методика обучения по программе состоит из сочетания лекционного изложения теоретического материала с наглядным показом иллюстрирующего материала и приемов решения практических задач. Обучающиеся закрепляют полученные знания путем самостоятельного выполнения практических работ. Для развития творческого мышления и навыков аналитической деятельности педагог проводит занятия по презентации творческих и практических работ, мозговые штурмы, интеллектуальные игры. Материально-техническое обеспечение программы Организационные условия, позволяющие реализовать содержание дополнительной образовательной программы «Юный биолог» предполагают наличие оборудования центра «Точка роста»: цифровая лаборатория по биологии; помещение, укомплектованное стандартным учебным оборудованием и мебелью (доска, парты, стулья, шкафы, электрообеспечение, раковина с холодной водопроводной водой); микроскоп цифровой; комплект посуды и оборудования для ученических опытов; комплект гербариев демонстрационный; комплект коллекции демонстрационный (по разным темам); мультимедийного оборудования (компьютер, ноутбук, проектор, флэш- карты, экран, средства телекоммуникации (локальные школьные сети, выход в интернет). Дидактическое обеспечение предполагает наличие текстов разноуровневых заданий, тематических тестов по каждому разделу темы, инструкций для выполнения практических работ(см.методические рекомендации к цифровой лаборатории).
СИСТЕМА ОЦЕНКИ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Формы контроля обучающихся Для отслеживания результативности образовательного процесса по программе «Юный биолог» используются следующие виды контроля: - предварительный контроль (проверка знаний учащихся на начальном этапеосвоения программы) - входное тестирование; текущий контроль (в течение всего срока реализации программы); Формы аттестации презентация и защита проекта на ученических конференциях. Текущий контроль: Формами контроля усвоения учебного материала программы являются отчеты по практическим работам, творческие работы, создание презентации по теме и т. д. Обучающиеся выполняют задания в индивидуальном темпе, сотрудничая с педагогом. Выполнение проектов создает ситуацию, позволяющую реализовать творческие силы, обеспечить выработку личностного знания, собственного мнения, своего стиля деятельности. Включение обучающихся в реальную творческую деятельность, привлекающую новизной и необычностью является стимулом развития познавательного интереса. Одновременно развиваются способности выявлять проблемы и разрешать возникающие противоречия. По окончании каждой темы проводится итоговое занятие в виде тематического тестирования.
Тесты включают 10 вопросов, вопросы разные по своей структуре, за каждый из которых обучающийся может получить от 1до 6 баллов. Определяется максимальное количество баллов, которое можно получить за тест, оно соответствует 100%, от которых определяется уровень усвоения материала: низкий уровень - менее 50 %; средний уровень – 51 % – 70 %; высокий уровень – 71 % -100 %.
Контрольно-измерительные материалы Входное тестирование (правила техники безопасности, этапы выполнения лабораторных и практических работ. – тематический контроль (10-15 минут в начале занятия).
Тест. Какое строение имеют живые организмы? а) простое; +б) клеточное; в) складчатое; Что происходит в процессе индивидуального развития каждого живого организма? +а) рост и развитие; б) размножение и развитие; в) раздражимость и рост; Что называют размножением? а) качественные изменения в организме или отдельных его частях на протяжении всей жизни; +б) воспроизведение себе подобных; в) процесс увеличения какого-либо качества со временем; Реакция живых организмов на все изменения в окружающей среде называют… а) развитием; б) размножением; +в) раздражимостью; Сколько царств живой природы существует? а) 2; б) 3; +в) 4; Что постоянно происходит у растений? а) раздражения +б) обновления; в) перемещение в пространстве; Когда большинство животных перестают расти? а) достигая выготского возраста; б) животные растут всю жизнь; +в) достигая зрелого возраста; Представитель какого из царств живой природы изображён на картинке? грибы Отметьте предложения, содержащие ошибку. 1. +Работая с микроскопом, мы смотрим глазом в объектив 2.+ Изучаемый объект располагается на зеркале Микроскоп устанавливают ручкой штатива Стекло объектива после работы с микроскопом протирают салфеткой 10. А.Может ли учащийся брать без разрешения учителя биологии микроскоп, препараты и другое оборудование с других рабочих мест. Б.Может ли учащийся вставать с рабочего места и ходить по кабинету во время эксперимента. Верны оба суждения + неверны оба суждение верно А Верно Б Тестирование «Микробиология» 1.. К увеличительным приборам, с помощью которых изучают небольшие по размерам объекты, относят весы 3) микроскоп+ термометр 4) секундомер В зрительной трубке микроскопа находится линза+ 3) штатив зеркало 4) предметный столик Объектив в микроскопе представляет собой штатив 3) зеркало предметный столик 4) +линзу При работе с микроскопом изучаемый объект располагают на зеркале 3) объективе окуляре 4)+ предметном столике Верны ли следующие суждения? А. Микроскоп следует переносить двумя руками, держа за ручку и основание штатива. Б. Электронный микроскоп предназначен только для изучения электронов. верно только А+ 3) верны оба суждения верно только Б 4) неверны оба суждения Выберите три верных ответа. В качестве увеличительных стёкол в световом микроскопе используют + линзу 4) окуляр объектив 5) колбу зеркало 6) пробирку Как называются пластиды с красно – оранжевым оттенком? +а) хромопласты; б) лейкоциты; в) хлоропласты; Что придаёт зелёный цвет хлоропластам? а) вакуоли; +б) хлорофилл; в) включения; Какие организмы не имеют клеточного строения? а) бактерии; +б) вирусы; в) грибная клетка; Тестирование Практическая ботаника. 1.Что такое систематика? а) раздел биологии, изучающий части клетки; +б) наука, помогающая разобраться в разнообразии живых организмов; в) наука, изучающая органы и их составляющие; Эволюция – это … а) коренное преобразование в какой-либо области человеческой деятельности; б) процесс развития человечества; +в) длительный исторический процесс развития; Выберите вариант только с отделами растений. +а) мохообразные, голосеменные, покрытосеменные; б) покрытосеменные, простейшие, членистоногие; в) мохообразные, хордовые, голосеменные; Что отсутствует у мохообразных? а) семена; б) листья; +в) корень; Что развито у хвощей, плаун и папоротников? а) цветки, плоды; +б) стебли, листья и корни; в) листья, цветки, плоды; Что называют группой особей, имеющих сходные признаки и дающих при скрещивании плодовитое потомство? +а) вид; б) род; в) семейство; В результате фотосинтеза растение образует сахара и кислород углекислый газ и воду сахара и воду углекислый газ и кислород В ходе фотосинтеза растение потребляет сахара и кислород углекислый газ и воду сахара и воду углекислый газ и кислород Назовите Краснокнижных растений Саратовской области
Тестирование «Практическая зоология» К какому типу относят такие классы как: рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие? а) кишечнополостные; +б) хордовые; в) членистоногие; У какого типа животных есть специальные органы движения: ложноножки, реснички, жгутики? а) моллюски; б) членистоногие; +в) простейшие; Выберите вариант с представителями головоногих моллюсков. +а) осьминог, кальмар; б) виноградная улитка, гребешок; в) куриная нога, каракатица; Какие животные наиболее высокоорганизованные? а) моллюски; +б) млекопитающие; в) кишечнополостные; Сердце рыб однокамерное двухкамерное трёхкамерное Отделы тела насекомых голова, грудь головогрудь и брюшко голова, грудь, брюшко голова, брюшко Назовите краснокнижных животных Саратовской области Итоговый контроль Учебно-методический комплект
Башмакова В.Е., Л.Б. Ясная, Д.М.Жилин. Цифровая лаборатория ТР по биологии: ученическая: методические рекомендации: Москва: Де Либри, 2021.-88с.:ил. Дольник В.Р. Вышли мы все из природы. Беседы о поведении человека в компанииптиц, зверей и детей. — М.: LIПKAPRESS, 1996. Лесные травянистые растения. Биология и охрана: справочник. - М..Агропромиздат, 1988. Петров В.В. Растительный мир нашей Родины: кн. для учителя. - 2-е изд., доп. — М.. Просвещение, 1991. Самкова В.А. Мы изучаем лес. Задания для учащихся 3-5 классов //Биология вшколе. - 2003. - № 7; 2004. - № 1, 3, 5, 7. А.Ю Цуцких, О.А.Поваляев, Д.М.Жилин, М.М. Сазонов, П.В. Мирошниченко. Краткое руководство по эксплуатации цифровой лаборатории – Москва: Де Либри, 2021. Чернова Н.М. Лабораторный практикум по экологии. — М.. Просвещение, 1986. Интернет-ресурсы: Uralschool.ru httп://www.wwf.ru — Всемирный фонд дикой природы httп://edu. seu.ru/тetodiques/saтkova.htlTl интернет-сайт Общественньые ресурсы образования» / Самкова В.А. Открывая мир. Практические Задания для учащихся. httп://www.kuпzт.ru — Кружок юный Натуралист Зоологического музея МГУ. |