РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «Чудеса химии»
для 5-6 класса
Срок реализации программы – 2 года
Пояснительная записка
Рабочая программа по курсу «Чудеса химии» для 5-6 класса разработана на основе программы «Чудеса химии» авторов Гетманская Т.В., Киселева Н.В., Пильникова Н.Н и др. (Основная школа. Организация внеурочной деятельности. Программы, конспекты занятий (компакт-диск) – издательство «Учитель», 2015.
Общая характеристика курса «Чудеса химии»
Программа курса «Чудеса химии» предназначена для учащихся 5–6 классов. Рассчитана на удовлетворение любознательности тех учащихся, которые интересуются химическими веществами и навыками экспериментирования.
Основополагающими принципами построения курса «Чудеса химии» являются:
– научность в сочетании с доступностью;
– практико-ориентированность, метапредметность и межпредметность.
В рамках предмета «Химия» не рассматривается ни один из разделов данной программы, что позволяет заинтересовать обучающихся изучением материала курса.
Актуальность данной программы в том, что химическая наука и химическое производство в настоящее время развиваются значительно быстрее любой другой отрасли науки и техники и занимают все более прочные позиции в жизни человеческого общества.
Описание места учебного курса «Чудеса химии» в учебном плане
Программа курса «Чудеса химии» рассчитана на 68 часов (1 раз в неделю, 2 года обучения) и предназначена в качестве курса по выбору естественнонаучного цикла общеинтеллектуального направления для учащихся 5–6 классов, не начавших изучать химию в рамках школьных программ.
Направленность: пропедевтика преподавания химии. Возраст учащихся: 11–13 лет. Сроки реализации программы: 2 года.
Цели изучения курса «Чудеса химии»:
Формирование естественнонаучного мировоззрения школьников.
Ознакомление с объектами материального мира.
Расширение кругозора школьников: использование методов познания природы – наблюдение физических и химических явлений, простейший химический эксперимент.
Создание на занятиях ситуаций активного поиска, предоставление возможности сделать собственное «открытие».
Задачи курса:
Познакомить с простыми правилами техники безопасности при работе с веществами; обучение тому, как использовать на практике химическую посуду и оборудование (пробирки, штатив, фарфоровые чашки, пипетки, шпатели, химические стаканы, воронки и др.).
Формировать представления о качественной стороне химической реакции. Описывать простейшие физические свойства знакомых веществ (агрегатное состояние, прозрачность, цвет, запах), признаки хим. реакции (изменение цвета, выпадение осадка, выделение газа).
Научить выполнять простейшие химические опыты по словесной и текстовой инструкции.
Дать возможность овладеть элементарными навыками исследовательской деятельности.
Развивать наблюдательность, умение рассуждать, анализировать, доказывать, решать учебную задачу.
Сформировать логические связи с другими предметами, входящими в курс основного образования.
Акцентировать практическую направленность преподавания.
Учебно-тематический план (34 часа в 5 классе и 34 часа в 6 классе)
№ п/п |
Темы (5 класс) |
Количество часов |
||
Всего |
Теория |
Практика |
||
1 |
Введение |
3 |
1 |
2 |
2. |
Как устроены вещества? |
2 |
1 |
1 |
3 |
Чудеса для разминки |
5 |
2 |
3 |
4. |
Разноцветные чудеса |
9 |
2 |
7 |
5 |
Полезные чудеса |
8 |
3 |
5 |
6 |
Поучительные чудеса |
3 |
2 |
1 |
7 |
Летние чудеса |
4 |
1 |
3 |
|
Итого |
34 |
12 |
22 |
№ п/п |
Темы (6 класс) |
Количество часов |
||
Всего |
Теория |
Практика |
||
1 |
Сладкие чудеса на кухне |
6 |
1 |
5 |
2. |
Чудеса Интернета |
2 |
1 |
1 |
3 |
Исследовательские чудеса |
18 |
5 |
13 |
4. |
Экологические чудеса |
4 |
2 |
2 |
5 |
Интеллектуальные чудеса |
4 |
2 |
2 |
|
Итого |
34 |
11 |
23 |
Методы и приемы, используемые при изучении курса:
– химический эксперимент, начинающийся со знакомства с препаративной химией;
– прикладные занятия, позволяющие взглянуть на окружающий мир глазами химика;
– раскрытие места химии как интегрирующей науки через усиление межпредметных связей с другими предметами;
– занимательность;
– раскрытие значения химии в обеспечении экологической безопасности.
Формы проведения занятий:
– эксперимент;
– защита проекта;
– беседа;
– соревнование;
– активные и пассивные (настольные) химические игры.
Содержание программы курса «Чудеса химии» предоставляет широкие возможности для осуществления дифференцированного подхода к учащимся при их обучении, для развития творческих и интеллектуальных способностей, наблюдательности, эмоциональности и логического мышления.
Новизна программы в том, что с целью повышения эффективности образовательного процесса используются современные педагогические технологии: метод проектов, исследовательские методы, информационные технологии обучения.
Место проведения: Основной формой работы являются внеурочные занятия, проводимые в кабинете химии и информатики.
Личностные, метапредметные и предметные результаты
освоения курса «Чудеса химии»
Сформулированные цели реализуются через достижение образовательных результатов. Эти результаты структурированы по ключевым задачам общего образования, отражающим индивидуальные, общественные и государственные потребности, и включают в себя предметные, метапредметные и личностные результаты. Особенность химии заключается в том, что многие предметные знания и способы деятельности имеют значимость для других предметных областей и формируются при их изучении.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
У обучающегося будут сформированы |
Обучающийся получит возможность |
ответственное отношение к учению, готовность и способность целостное мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки и общественной практики; осознанное и ответственное отношение к собственным поступкам; коммуникативная компетентность в процессе образовательной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности |
внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтений социального способа оценки знаний |
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Познавательные универсальные действия
Ученик научится |
Ученик получит возможность научиться |
Умение анализировать объекты с целью выделения признаков |
|
анализировать объекты с выделением существенных и несущественных признаков |
|
Умение выбрать основание для сравнения объектов |
|
сравнивать по заданным критериям 2–3 объекта, выделяя 2–3 существенных признака |
осуществлять сравнение, самостоятельно выбирая основания и критерии |
Умение выбрать основание для классификации объектов |
|
проводить классификацию по заданным критериям |
осуществлять классификацию, самостоятельно выбирая критерии |
Умение доказать свою точку зрения |
|
строить рассуждения в форме простых суждений об объекте, его свойствах, связях |
строить логические рассуждения, включающие установление причинно-следственных связей |
Умение определять последовательность событий |
|
устанавливать последовательность событий |
устанавливать последовательность событий, выявлять недостающие элементы |
Умение определять последовательность действий |
|
определять последовательность выполнения действий, составлять простейшую инструкцию из 2–3 шагов |
определять последовательность выполнения действий, составлять инструкцию (алгоритм) к выполненному действию |
Умение понимать информацию, представленную в неявном виде |
|
понимать информацию, представленную в неявном виде (выделяет общий признак группы элементов, характеризует явление по его описанию) |
понимать информацию, представленную в неявном виде (выделяет общий признак группы элементов, характеризует явление по его описанию), и самостоятельно представлять информацию в неявном виде |
Ученик научится |
Ученик получит возможность научиться |
Умение принимать и сохранять учебную цель и задачи |
|
принимать и сохранять учебные цели и задачи |
в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи |
Умение контролировать свои действия |
|
осуществлять контроль при наличии эталона |
осуществлять контроль на уровне произвольного внимания |
Умение планировать свои действия |
|
планировать и выполнять свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации |
планировать и выполнять свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации в новом учебном материале |
Умение оценивать свои действия |
|
оценивать правильность выполнения действия на уровне ретроспективной оценки |
самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия |
Регулятивные универсальные действия
Коммуникативные универсальные действия
Ученик научится |
Ученик получит возможность научиться |
Умение объяснить свой выбор |
|
строить понятные для партнера высказывания при объяснении своего выбора |
строить понятные для партнера высказывания при объяснении своего выбора и отвечать на поставленные вопросы |
Умение задавать вопросы |
|
формулировать вопросы |
формулировать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером |
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Предметными результатами освоения программы «Чудеса химии» являются следующие знания и умения:
– умение использовать термины «тело», «вещество», «химические явления», «индикаторы»;
– знание химической посуды и простейшего химического оборудования;
– знание правил техники безопасности при работе с химическими веществами;
– умение определять признаки химических реакций;
– умения и навыки в проведении химического эксперимента;
– умение проводить наблюдение за химическим явлением.
Выпускник получит возможность научиться:
• использовать при проведении практических работ инструменты ИКТ (фото- и видеокамеру, графический планшет и др.) для записи и обработки информации, готовить небольшие презентации по результатам наблюдений и опытов;
• моделировать объекты и отдельные процессы реального мира с использованием виртуальных лабораторий и механизмов, собранных из конструктора;
• пользоваться простыми навыками самоконтроля самочувствия для сохранения здоровья, осознанно выполнять режим дня, правила рационального питания и личной гигиены;
• выполнять правила безопасного поведения в доме.
Требования и результаты к уровню подготовки учащихся
К концу 5 класса
обучающиеся должны знать:
– что все окружающие нас предметы называют телами, которые состоят из веществ;
– о ряде химических веществ и их свойствах (например, уксусная кислота, мел, сода, углекислый газ, перманганат калия, гашеная известь, медный купорос, железный купорос, крахмал, сахар и др.);
– некоторые химические термины, используемые в быту и литературе (например, кислота, основание, щелочь, нейтрализация, молекула, химическая реакция, адсорбция и др.);
– ответы на многие бытовые вопросы («Что такое накипь и как с ней бороться?», «Как удалять пятна?», «Что такое тайнопись?» и др.);
обучающиеся должны уметь:
– приводить примеры различных тел и веществ, окружающих нас в повседневной жизни;
– определять виды деятельности человека, связанные с изучением природы (методы познания: наблюдение и эксперимент);
– искать и находить сущность простейших явлений бытовой жизни (например, изменение цвета пищевых продуктов);
– проводить элементарный качественный анализ продуктов (например, определение крахмала, определение реакции среды);
– проводить несложные манипуляции на основе элементарных химических знаний и умений (например, выведение пятен путем экстракции и адсорбции, уменьшение жесткости воды, получение растительных красителей и др.);
– проводить несложные опыты и наблюдения за ними.
К концу 6 класса
обучающиеся должны знать:
– некоторые химические термины, используемые в быту и литературе (например, кислота, основание, щелочь, нейтрализация, молекула, химическая реакция, адсорбция, индикаторы и др.);
– ответы на многие бытовые вопросы («Почему неспелые яблоки кислые?», «Почему чай светлеет от лимона?», «Почему чернеют ножи от фруктов?», «Почему мыло плохо мылится в жесткой воде?» и др.);
– агрегатные состояния веществ, их физические свойства;
обучающиеся должны уметь:
– проводить элементарный качественный анализ продуктов (например, осуществлять качественную реакцию на крахмал с использованием йода, качественную реакцию на белки, жиры, углеводы и др.);
– проводить исследования по определению содержания глюкозы в соках различных овощей и фруктов, содержание нитратов в овощах и др.);
– проводить исследование продуктов питания (чипсы, шоколад, газированные напитки, молоко, мороженое, чай и др.);
– проводить несложные опыты и наблюдения за ними;
– отбирать информацию и создавать проекты по темам исследования;
– создавать презентации и осуществлять их защиту.
Формы контроля
Текущий контроль усвоения материала осуществляется путем устного (письменного) опроса или путем выполнения практических заданий. Периодически знания и умения по пройденным темам проверяются выполнением практических работ.
Итоговая аттестация учащихся проходит в форме защиты выпускной проектной работы.
Содержание программы
1-й год обучения (34 ч)
1. Введение (3 ч).
Занимательная химия. Оборудование и вещества для опытов. Правила безопасности при проведении опытов.
2. Как устроены вещества? (Опыты, доказывающие движение и взаимодействие частиц) (2 ч).
Наблюдения за каплями воды. Наблюдения за каплями валерианы. Растворение перманганата калия и поваренной соли в воде.
3. Чудеса для разминки (5 ч).
Признаки химических реакций. Природные индикаторы. Крахмал. Определение крахмала в продуктах питания. Знакомство с углекислым газом. Проектная работа «Природные индикаторы».
4. Разноцветные чудеса (9 ч).
Химическая радуга (определение реакции среды). Знакомый запах нашатырного спирта. Получение меди. Окрашивание пламени. Обесцвеченные чернила. Получение красителей. Получение хлорофилла. Химические картинки. Секрет тайнописи.
5. Полезные чудеса (8 ч).
Друзья Мойдодыра. Почему мыло моет? Определение жесткости воды. Получение мыла. Домашняя химчистка. Как удалить пятна? Как удалить накипь? Чистим посуду. Кукурузная палочка – адсорбент. Удаляем ржавчину.
6. Поучительные чудеса (3 ч).
Кристаллы. Опыты с желатином. Каучук.
7. Летние чудеса (4 ч).
Акварельные краски. Окрашиваем нити. Катализаторы и природные ингибиторы. Игра-квест «Путешествие в страну Химию».
2-й год обучения (34 ч)
1. Сладкие чудеса на кухне (6 ч).
Сахарá. Получение искусственного меда. Домашние леденцы. Определение глюкозы в овощах и фруктах. Почему неспелые яблоки кислые? Получение крахмала и опыты с ним. Съедобный клей.
2. Чудеса Интернета (2 ч).
Сбор материала для проектной работы.
3. Исследовательские чудеса (18 ч).
Практикум-исследование «Чипсы». Защита проекта «Пагубное влияние чипсов на здоровье человека». Практикум-исследование «Мороженое». Защита проекта «О пользе и вреде мороженого». Практикум-исследование «Шоколад». Защита проекта «О пользе и вреде шоколада». Практикум-исследование «Жевательная резинка». Защита проектов «История жевательной резинки», «Жевательная резинка: беда или тренинг для зубов?». Модуль «Химия напитков». Презентация «Тайны воды». Практикум-исследование «Газированные напитки».
Защита проекта «Влияние газированных напитков на здоровье человека». Практикум-исследование «Чай». Защита проекта «Полезные свойства чая». Практикум-исследование «Молоко». Модуль «Моющие средства для посуды». Практикум-исследование «Моющие средства для посуды». Занятие-игра «Мыльные пузыри».
4. Экологические чудеса (4 ч).
Изучаем пыль. Определение нитратов в овощах. Фильтруем загрязненную воду. Кислотные дожди.
5. Интеллектуальные чудеса (4 ч).
Химические ребусы, шарады. Занимательные опыты и их объяснение. Игра-квест «Путешествие Умелки в мир веществ».
Во время выполнения практических работ на занятиях в системе будет использоваться национальный компонент.
Например: проектная работа «Природные индикаторы» – получение индикаторов из растений, произрастающих на территории Белгородской области; определение жесткости воды в г. Губкине; приготовление красителей из отваров местных трав: опыт по получению ингибитора из стеблей и листьев картофеля (помидоров, тысячелистника, алтея лекарственного, чистотела); опыт по приготовлению красного красителя (стеблей зверобоя, корней конского щавеля); опыт по приготовлению желтого красителя (стеблей и листьев чистотела); опыт по приготовлению зеленого красителя из листьев трилистника, листьев и стеблей манжетки); опыт по приготовлению синего красителя из цветов жимолости (корней птичей гречишки); опыт по приготовлению коричневого красителя (шелухи репчатого лука).
В разделе «Исследовательские чудеса» объектом исследования является продукция предприятий Белгородской области: чипсы, газированные напитки, молоко, мороженое, моющие средства, определение нитратов в овощах.
Календарно-тематическое планирование 5 класс
№ |
Дата |
Тема занятия |
Кол-во часов |
Содержание деятельности |
Воспитательная работа |
|
Теоретическая часть занятия, форма организации деятельности |
Практическая часть занятия, форма организации деятельности |
|||||
|
|
Введение
|
3 ч
|
|
|
|
1 |
05.09 |
Занимательная химия |
1 |
Беседа
|
определение последовательности выполнения действий, умение составлять простейшую инструкцию из двух-трех шагов |
Воспитывать ответственность за сохранение здоровья |
2 |
12.09 |
Оборудование и вещества для опытов |
1 |
Инструктаж по ТБ |
освоение простейших приемов работы с химическим оборудованием
|
Соблюдение правил ТБ |
3 |
19.09 |
Правила безопасности при проведении опытов |
1 |
Беседа |
освоение простейших приемов работы с хим. реактивами |
Воспитывать ответственность, безопасное поведение |
|
|
Как устроены вещества? |
2
|
|
|
|
4 |
26.09 |
Наблюдения за каплями воды. Наблюдения за каплями валерианы |
1 |
Просмотр видеофильма о воде
|
Освоение методов наблюдения и эксперимента |
Воспитывать ответственность, безопасное поведение |
5 |
03.10 |
Растворение перманганата калия и поваренной соли в воде |
1 |
Лаб. работа |
наблюдение и анализ процесса растворения перманганата калия и поваренной соли в воде |
Воспитывать ответственность, безопасное поведение |
|
|
Чудеса для разминки |
5 |
|
|
|
6 |
10.10 |
Признаки химических реакций |
1 |
Беседа |
тестирование |
Воспитывать ответственность |
7 |
17.10 |
Природные индикаторы |
1 |
Викторина |
составление памятки |
Умение применять полученные знания, воспитание ответственности. |
8 |
24.10 |
Крахмал. Определение крахмала в продуктах питания |
1 |
Беседа |
использовать экспериментальный материал для создания проекта (содержание крахмала в продуктах питания).
|
Воспитывать ответственность за соблюдение правил ТБ |
9 |
14.11 |
Знакомство с углекислым газом |
1 |
ДО, презентация |
планировать и выполнять свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации |
Воспитывать ответственность за соблюдение правил ТБ |
10 |
21.11 |
Проектная работа «Природные индикаторы» |
1 |
Видеолекторий |
Приготовление растворов природных индикаторов |
Воспитывать ответственность за соблюдение правил ТБ |
|
|
Разноцветные чудеса |
9 ч |
|
|
|
11 |
28.11 |
Химическая радуга (определение реакции среды) |
1 |
ДО |
Составление таблицы «Индикаторы» |
Воспитывать ответственность за соблюдение правил ТБ |
12 |
05.12 |
Знакомый запах нашатырного спирта |
1 |
Беседа |
Презентация «Применение нашатырного спирта» |
планировать и выполнять свои действия в связи с поставленной задачей |
13 |
12.12 |
Получение меди |
1 |
Просмотр презента ции |
Знакомство с медным купоросом |
Воспитывать ответственность за свою безопасность |
14 |
19.12 |
Окрашивание пламени |
1 |
ДО |
Составление таблицы по окраске пламени ионами металлов |
составлять простейшую инструкцию из двух-трех шагов. |
15 |
26.12 |
Обесцвеченные чернила |
1 |
ДО |
ЛО |
Воспитывать ответственность за соблюдение правил ТБ |
16 |
09.01 |
Получение красителей |
1 |
Презентация |
ЛО |
Воспитывать ответственность за соблюдение правил ТБ |
17 |
16.01 |
Получение хлорофилла |
1 |
Беседа, просмотр презента ции |
ЛО |
Воспитывать ответственность за соблюдение правил ТБ |
18 |
23.01 |
Химические картинки |
1 |
Беседа |
презентация |
Воспитывать ответственность за соблюдение правил ТБ |
19 |
30.01 |
Секрет тайнописи
|
1 |
Беседа |
«химическое письмо» |
Воспитывать ответственность за соблюдение правил ТБ |
|
|
Полезные чудеса |
8 |
|
|
|
20 |
06.02 |
Друзья Мойдодыра. Почему мыло моет?
|
1 |
Рассказ |
опыт по определению реакции среды раствора мыла |
Воспитание бережного отношения к своему здоровью |
21 |
13.02 |
Определение жесткости воды |
1 |
Презента ция |
ДО |
Воспитание бережного отношения к своему здоровью |
22 |
20.02 |
Домашняя химчистка. Как удалить пятна? |
1 |
Беседа |
Подготовка сообщения |
Воспитывать умение принимать решения быстро и самостоятельно |
23 |
27.02 |
Как удалить накипь? |
1 |
Беседа |
ЛО |
Умение применять полученные знания |
24 |
06.03 |
Чистим посуду |
1 |
Беседа |
Составление инструкции по применению чистящих средств |
Умение применять полученные знания |
25 |
13.03 |
Кукурузная палочка – адсорбент |
1 |
Беседа |
ЛО |
Умение применять полученные знания |
26 |
20.03 |
Удаляем ржавчину |
1 |
Просмотр презентации |
ДО |
Умение применять полученные знания |
27 |
02.04 |
Домашняя химчистка. Как удалить пятна? |
1 |
Беседа |
Составление инструкции по выведению пятен |
Воспитывать бережное отношение к вещам |
|
|
Поучительные чудеса |
3 |
|
|
|
28 |
09.04 |
Кристаллы |
1 |
Презента ция |
Выращивание кристаллов |
Воспитывать бережное отношение к природе |
29 |
16.04 |
Опыты с желатином |
1 |
Беседа |
ЛО |
Умение применять полученные знания |
30 |
23.04 |
Каучук |
1 |
Презентация |
Подготовить сообщение |
Воспитание бережного отношения к своему здоровью |
|
|
Летние чудеса |
4 |
|
|
|
31 |
30.04 |
Акварельные краски |
1 |
видеоролик |
составлять простейшую инструкцию из двух-трех шагов. |
Воспитывать ответственность |
32 |
08.05 |
Окрашиваем нити |
1 |
беседа |
Составление алгоритма |
Воспитывать ответственность за поведение |
33 |
15.05 |
Катализаторы и природные ингибиторы |
1 |
беседа |
ЛО, ДО |
Воспитывать ответственность за соблюдение правил ТБ |
34 |
22.05 |
Игра-квест «Путешествие в страну Химию» |
1 |
игра |
игра |
Умение применять полученные знания |
Календарно-тематическое планирование 6 класс |
||||||
№ |
Дата |
Тема занятия |
Кол-во часов |
Содержание деятельности |
Воспитательная работа |
|
Теоретическая часть занятия, форма организации деятельности |
Практическая часть занятия, форма организации деятельности |
|||||
|
|
Введение |
3 ч |
|
|
|
1 |
04.09 |
Занимательная химия |
1 |
Беседа
|
определение последовательности выполнения действий, умение составлять простейшую инструкцию из двух-трех шагов |
Воспитывать ответственность за сохранение здоровья |
2 |
04.09 |
Оборудование и вещества для опытов |
1 |
Инструктаж по ТБ |
освоение простейших приемов работы с химическим оборудованием |
Соблюдение правил ТБ |
3 |
11.09 |
Правила безопасности при проведении опытов |
1 |
Беседа |
освоение простейших приемов работы с хим. реактивами |
Воспитывать ответственность, безопасное поведение |
|
|
Как устроены вещества? |
2 ч
|
|
|
|
4 |
11.09 |
Наблюдения за каплями воды. Наблюдения за каплями валерианы |
1 |
Просмотр видеофильма о воде |
Освоение методов наблюдения и эксперимента |
Воспитывать ответственность, безопасное поведение |
5 |
18.09 |
Растворение перманганата калия и поваренной соли в воде |
1
|
Беседа
|
наблюдение и анализ процесса растворения перманганата калия и поваренной соли в воде |
Воспитывать ответственность, безопасное поведение |
|
|
Чудеса для разминки |
5 |
|
|
|
6 |
18.09 |
Признаки химических реакций |
1 |
Беседа |
тестирование |
Воспитывать ответственность |
7 |
25.09 |
Природные индикаторы |
1 |
Викторина |
составление памятки |
Умение применять полученные знания, воспитание ответственности. |
8 |
25.09 |
Крахмал. Определение крахмала в продуктах питания |
1 |
Беседа |
использовать экспериментальный материал для создания проекта (содержание крахмала в продуктах питания). |
Воспитывать ответственность за соблюдение правил ТБ |
9 |
02.10 |
Знакомство с углекислым газом |
1 |
ДО, презентация |
планировать и выполнять свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации |
Воспитывать ответственность за соблюдение правил ТБ |
10 |
02.10 |
Проектная работа «Природные индикаторы» |
1 |
Видеолекторий |
Приготовление растворов природных индикаторов |
Воспитывать ответственность за соблюдение правил ТБ |
|
|
Разноцветные чудеса |
9 ч |
|
|
|
11 |
09.10 |
Химическая радуга (определение реакции среды) |
1 |
ДО |
Составление таблицы «Индикаторы» |
Воспитывать ответственность за соблюдение правил ТБ |
12 |
09.10 |
Знакомый запах нашатырного спирта |
1 |
Беседа |
Презентация «Применение нашатырного спирта» |
планировать и выполнять свои действия в связи с поставленной задачей |
13 |
16.10 |
Получение меди |
1 |
Л.О., презентации |
Знакомство с медным купоросом |
Воспитывать ответственность за свою безопасность |
14 |
16.10 |
Окрашивание пламени |
1 |
ДО |
Составление таблицы по окраске пламени ионами металлов |
составлять простейшую инструкцию из двух-трех шагов. |
15 |
23.10 |
Обесцвеченные чернила |
1 |
ДО |
ЛО |
Воспитывать ответственность за соблюдение правил ТБ |
16 |
23.10 |
Получение красителей |
1 |
Презентация |
ЛО |
Воспитывать ответственность за соблюдение правил ТБ |
17 |
14.11 |
Получение хлорофилла |
1 |
Просмотр презента ции |
ЛО |
Воспитывать ответственность за соблюдение правил ТБ |
18 |
14.11 |
Химические картинки |
1 |
Беседа |
презентация |
Воспитывать ответственность за соблюдение правил ТБ |
19 |
21.11 |
Секрет тайнописи
|
1 |
Беседа |
«химическое письмо» |
Воспитывать ответственность за соблюдение правил ТБ |
|
|
Полезные чудеса |
8 |
|
|
|
20 |
21.11 |
Друзья Мойдодыра. Почему мыло моет? |
1 |
Рассказ |
опыт по определению реакции среды раствора мыла |
Воспитание бережного отношения к своему здоровью |
21 |
28.11 |
Определение жесткости воды |
1 |
Презента ция |
ДО |
Воспитание бережного отношения к своему здоровью |
22 |
28.11 |
Домашняя химчистка. Как удалить пятна? |
1 |
Беседа |
Подготовка сообщения |
Воспитывать умение принимать решения быстро и самостоятельно |
23 |
05.12 |
Как удалить накипь? |
1 |
Беседа |
ЛО |
Умение применять полученные знания |
24 |
05.12 |
Чистим посуду |
1 |
Беседа |
Составление инструкции по применению чистящих средств |
Умение применять полученные знания |
25 |
12.12 |
Кукурузная палочка – адсорбент |
1 |
Беседа |
ЛО |
Умение применять полученные знания |
26 |
12.12 |
Удаляем ржавчину |
1 |
Просмотр презентации |
ДО |
Умение применять полученные знания |
27 |
19.12 |
Домашняя химчистка. Как удалить пятна? |