РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «Химия вокруг нас» 7 класс
с использованием оборудования центра Точка Роста
Срок реализации 1 год
Пояснительная записка.
С целью формирования интереса к химии, расширения кругозора обучающихся разработана рабочая программа факультативного курса
«Химия вокруг нас». Он ориентирован на учеников 7 класса, то есть такого возраста, когда интерес к окружающему миру особенно велик, а специальных знаний еще не хватает. Ребенок с рождения окружен различными веществами и должен уметь обращаться с ними.
Главные задачи - развивать мышление, формируя и поддерживая интерес к химии, имеющей огромное прикладное значение, способствовать формированию у учащихся знаний и умений, необходимых в повседневной жизни для безопасного обращения с веществами, используемыми в быту. Мотивировать желание продолжить изучение предмета не только в средней школе, но и в старшей (профильной).
Методы проведения занятий:
учебные занятия с демонстрацией опытов, лабораторными и практическими работами с использованием оборудования центра «Точка Роста»; показы учебных фильмов по химии; презентации.
Использование оборудования «Точка роста» при реализации данной РП позволяет создать условия:
- для расширения содержания школьного химического образования;
- для повышения познавательной активности обучающихся в естественно-научной области;
- для развития личности ребёнка в процессе обучения химии, его способностей, формирования и удовлетворения социально значимых интересов и потребностей;
- для работы с одарёнными школьниками, организации их развития в различных областях образовательной, творческой деятельности.
Программа рассчитана на 1 час в неделю. Всего 34 часа в год.
Каждое занятие связано с овладением какого-либо практического навыка безопасной работы с веществом и приобретением новых полезных в жизни сведений о веществах. В этом отношении работа на данном курсе будет частью общей работы школы по профессиональной ориентации учащихся.
Планируемые результаты освоения факультативного курса «Химия вокруг нас» с описанием универсальных учебных действий, достигаемых обучающимися
Личностные результаты
Обучающийся получит возможность для формирования следующих личностных УУД:
- определение мотивации изучения учебного материала;
- оценивание усваиваемого учебного материала, исходя из социальных и личностных ценностей;
- повышение своего образовательного уровня и уровня готовности к изучению основных исторических событий, связанных с развитием химии и общества;
- знание правил поведения в чрезвычайных ситуациях;
- оценивание социальной значимости профессий, связанных с химией;
- владение правилами безопасного обращения с химическими веществами и оборудованием, проявление экологической культуры.
Метапредметные результаты Регулятивные
Обучающийся получит возможность для формирования следующих регулятивных УУД:
- целеполагание, включая постановку новых целей, преобразование практической задачи в познавательную, самостоятельный анализ условий достижения цели на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале;
- планирование пути достижения целей;
- установление целевых приоритетов, выделение альтернативных способов достижения цели и выбор наиболее эффективного способа;
- умение самостоятельно контролировать своё время и управлять им;
- умение принимать решения в проблемной ситуации;
- постановка учебных задач, составление плана и последовательности действий;
- организация рабочего места при выполнении химического эксперимента;
прогнозирование результатов обучения, оценивание усвоенного материала, оценка качества и уровня полученных знаний, коррекция плана и способа действия при необходимости.
Познавательные
Обучающийся получит возможность для формирования следующих познавательных УУД:
- поиск и выделение информации;
- анализ условий и требований задачи, выбор, сопоставление и обоснование способа решения задачи;
- выбор наиболее эффективных способов решения задачи в зависимости от конкретных условий;
- выдвижение и обоснование гипотезы, выбор способа её проверки;
- самостоятельное создание алгоритма деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;
- умения характеризовать вещества по составу, строению и свойствам;
- описывание свойств: твёрдых, жидких, газообразных веществ, выделение их существенных признаков;
- изображение состава простейших веществ с помощью химических формул и сущности химических реакций с помощью химических уравнений;
- проведение наблюдений, описание признаков и условий течения химических реакций, выполнение химического эксперимента, выводы на основе анализа наблюдений за экспериментом, решение задач, получение химической информации из различных источников;
- умение организовывать исследование с целью проверки гипотез;
- умение делать умозаключения (индуктивное и по аналогии) и выводы;
- умение объективно оценивать информацию о веществах и химических процессах, критически относиться к псевдонаучной информации.
Коммуникативные
Обучающийся получит возможность для формирования следующих коммуникативных УУД:
- полное и точное выражение своих мыслей в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
- адекватное использование речевых средств для участия в дискуссии и аргументации своей позиции, умение представлять конкретное содержание с сообщением его в письменной и устной форме, определение способов взаимодействия, сотрудничество в поиске и сборе информации;
определение способов взаимодействия, сотрудничество в поиске и сборе информации, участие в диалоге, планирование общих способов работы, проявление уважительного отношения к другим учащимся;
- описание содержания выполняемых действий с целью ориентировки в предметно-практической деятельности;
- умения учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
- формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
- осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
- планировать общие способы работы; осуществлять контроль, коррекцию, оценку действий партнёра, уметь убеждать;
- использовать адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей, мотивов и потребностей; отображать в речи (описание, объяснение) содержание совершаемых действий, как в форме громкой социализированной речи, так и в форме внутренней речи;
- развивать коммуникативную компетенцию, используя средства устной и письменной коммуникации при работе с текстами учебника и дополнительной литературой, справочными таблицами, проявлять готовность к уважению иной точки зрения при обсуждении результатов выполненной работы.
Предметные результаты Обучающийся научится:
- применять основные методы познания: наблюдение, измерение, эксперимент;
- описывать свойства твёрдых, жидких, газообразных веществ, выделяя их существенные признаки;
- различать химические и физические явления, называть признаки и условия протекания химических реакций;
- соблюдать правила безопасной работы при проведении опытов;
- пользоваться лабораторным оборудованием и посудой;
- получать, собирать газообразные вещества и распознавать их;
- характеризовать физические и химические свойства основных классов неорганических соединений, проводить опыты, подтверждающие химические свойства изученных классов неорганических веществ;
раскрывать смысл понятия «раствор», вычислять массовую долю растворённого вещества в растворе, готовить растворы с определённой массовой долей растворённого вещества;
- характеризовать зависимость физических свойств веществ от типа кристаллической решётки, определять вид химической связи в неорганических соединениях;
- составлять уравнения электролитической диссоциации кислот, щелочей, солей и реакций ионного обмена;
- раскрывать сущность окислительно-восстановительных реакций,
- проводить опыты по получению и изучению химических свойств различных веществ;
- грамотно обращаться с веществами в повседневной жизни. Обучающийся получит возможность научиться:
- выдвигать и проверять экспериментально гипотезы о химических свойствах веществ на основе их состава и строения, их способности вступать в химические реакции, о характере и продуктах различных химических реакций;
- характеризовать вещества по составу, строению и свойствам, устанавливать причинно-следственные связи между данными характеристиками вещества;
- использовать приобретённые знания для экологически грамотного поведения в окружающей среде;
- использовать приобретённые ключевые компетенции при выполнении проектов и решении учебно-исследовательских задач по изучению свойств, способов получения и распознавания веществ;
- объективно оценивать информацию о веществах и химических процессах;
- осознавать значение теоретических знаний по химии для практической деятельности человека;
- создавать модели и схемы для решения учебных и познавательных задач; понимать необходимость соблюдения предписаний, предлагаемых в инструкциях по использованию лекарств, средств бытовой химии и др .
Содержание программы.
Методы познания в химии. Экспериментальные основы химии
Знакомство с обязанностями и оборудованием рабочего места, обсуждение и корректировка плана работы, предложенного учителем. Правила безопасной работы в кабинете химии, изучение правил техники безопасности и оказания первой помощи, использование противопожарных средств защиты.
Знакомство с основными методами науки. Дать представление о точности измерений цифровых датчиков и аналоговых приборов. Сформировать представление о температуре плавления, обратимости плавления и кристаллизации. Экспериментальное определение дистиллированной и водопроводной воды.
Изучение химических явлений. Изучение явлений при разложении сложных веществ.
Практические и лабораторные работы: лабораторный опыт № 1 «До какой температуры можно нагреть вещество?».
Лабораторный опыт № 2 «Измерение температуры кипения воды с помощью датчика температуры и термометра».
Лабораторный опыт № 3 «Определение температуры плавления и кристаллизации металла».
Лабораторный опыт № 4 «Определение водопроводной и дистиллированной воды».
Демонстрационный эксперимент № 1 «Выделение и поглощение тепла – признак химической реакции»
Демонстрационный эксперимент № 2. «Разложение воды электрическим током»
Демонстрационный эксперимент № 3. «Закон сохранения массы веществ»
Демонстрационный эксперимент № 4. «Определение состава воздуха»
2. Химические свойства сложных неорганических веществ
Классы неорганических соединений. Основания. Кислоты. Соли. Оксиды. Химические свойства оксидов, кислот, солей, оснований. Содержание кислорода в воздухе. Синтез соли из кислоты и оксида металла. Растворы. Растворимость. Зависимость растворимости от температуры. Концентрация вещества и количественный анализ. Кристаллогидраты.
Практические и лабораторные работы: практическая работа № 2
«Получение медного купороса».
Лабораторный опыт № 5 «Изучение зависимости растворимости вещества от температуры».
Лабораторный опыт № 6 «Наблюдение за ростом кристаллов». Лабораторный опыт № 7 «Пересыщенный раствор».
Практическая работа № 3 «Определение концентрации веществ колориметрическим по калибровочному графику».
Лабораторный опыт № 8 «Определение температуры разложения кристаллогидрата».
Практическая работа № 4 «Определение рН растворов кислот и щелочей».
Лабораторный опыт № 9 «Определение рН различных сред». Лабораторный опыт № 10 «Реакция нейтрализации».
Демонстрационный эксперимент № 5 «Основания. Тепловой эффект реакции гидроксида натрия с углекислым газом».
Лабораторный опыт № 11 «Определение кислотности почвы».
Календарно-тематическое планирование.
№ п/п |
Тема |
Содержание |
Вид занятий |
|
Теор. |
Практ. |
|||
Методы познания в химии. Экспериментальные основы химии (12 часов) |
||||
1,2 |
Введение к курс. |
Знакомство с обязанностями и оборудованием рабочего места, обсуждение и корректировка плана работы. Правила безопасной работы в кабинете химии, изучение правил техники безопасности и оказания первой помощи, использование противопожарных средств защиты. |
1 |
1 |
3,4 |
Основные методы науки. |
Знакомство с основными методами науки. Дать представление о точности измерений цифровых датчиков и аналоговых приборов. л/ о № 1 «До какой температуры можно нагреть вещество?»/ТБ л/ о № 2 «Измерение температуры кипения воды с помощью датчика температуры и термометра»/ТБ. |
1 |
1 |
5,6 |
Экспериментальные основы химии. |
Температура плавления, обратимости плавления и кристаллизации. л/о 3 «Определение температуры плавления и кристаллизации металла»/ТБ |
1 |
1 |
7,8 |
Чистые вещества и смеси. |
Экспериментальное определение дистиллированной и водопроводной воды. Л/о № 4 «Определение водопроводной и дистиллированной воды»/ТБ Д/э № |
1 |
1 |
|
|
4. «Определение состава воздуха» |
|
|
9,10 |
Химические явления, их признаки. |
Изучение химических явлений. Д/э№ 1 «Выделение и поглощение тепла – признак химической реакции». Д/э № 3. «Закон сохранения массы веществ». |
1 |
1 |
11,12 |
Реакции разложения. |
Изучение явлений при разложении сложных веществ. Д/э№ 2. «Разложение воды электрическим током». |
1 |
1 |
2. Химические свойства сложных неорганических веществ (22часов). |
||||
13,14 |
Классы неорганических соединений. |
Основания. Кислоты. Соли. Оксиды. |
1 |
1 |
15,16 |
Тепловые эффекты реакций. |
Д/э № 5 «Тепловой эффект реакции гидроксида натрия с углекислым газом». |
1 |
1 |
17,18, 19 |
Растворы. Растворимость. |
Л/о№ 6 «Наблюдение за ростом кристаллов». Л/о № 7 «Пересыщенный раствор». Л/о № 9 «Определение рН различных сред». |
2 |
1 |
20,21 |
Практическая работа № 4 |
Определение рН растворов кислот и щелочей |
1 |
1 |
22, 23 |
Зависимость растворимости от температуры. |
Л/о № 5 «Изучение зависимости растворимости вещества от температуры» |
1 |
1 |
24,25, 26 |
Концентрация вещества и количественный анализ. |
Л/о № 11 «Определение кислотности почвы» |
2 |
1 |
27, 28 |
Практическая работа № 3 |
Определение концентрации веществ колориметрическим по калибровочному графику. |
1 |
1 |
29,30 |
Химические свойства оксидов, кислот, солей, оснований. |
Синтез соли из кислоты и оксида металла. Л/о № 10 «Реакция нейтрализации». |
1 |
1 |
31, 32 |
Практическая работа № 2 |
Получение медного купороса. |
1 |
1 |
33, 34 |
Кристаллогидраты. |
Л/о № 8 «Определение температуры разложения кристаллогидрата». |
1 |
1 |
Итого |
34 |
18 |
16 |
Список литературы:
- Гроссе Э., Вайсмантель Х. Химия для любознательных.
Основы химии и занимательные опыты. ГДР. 1974. Пер. с нем. — Л.: Химия, 1979. — 392 с.
- Дерпгольц В. Ф. Мир воды. — Л.: Недра, 1979. — 254 с.
Леенсон И. А. 100 вопросов и ответов по химии: Материалы
для школьных рефератов, факультативных занятий и семинаров: Учебное пособие. — М.: «Издательство АСТ»: «Издательство Астрель», 2002. — 347 с.
- Петрянов И. В. Самое необыкновенное вещество в мире. — М.: Педагогика, 1976. — 96 с.
- Стрельникова Л. Н. Из чего всё сделано? Рассказы о веществе. М.: Яуза-пресс. 2011. — 208 с.
- Фарадей М. История свечи: Пер. с англ./Под ред. Б. В. Новожилова.
— М.: Наука. Главная редакция физико-математической литературы,1980. — 128 с., ил. — (Библиотечка «Квант»).
- Энциклопедия для детей. Т. 17. Химия / Глав. ред.В. А. Володин, вед. науч. ред. И. Леенсон. — М.: Аванта +, 2003. — 640 с.
- Сайт МГУ. Программа курса химии для учащихся 8—9 классов общеобразовательной школы. http://www.chem.msu.su/rus/books/2001- 2010/eremin-chemprog .
- Сайт ФИПИ. Открытый банк заданий для формирования естественно-научной грамотности. https://fipi.ru/otkrytyy-bank-zadaniy-dlya- otsenki-yestestvennonauchnoy-gramotnosti
- Сайт Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. http://school-collection.edu.ru/catalog/
- Сайт Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов. http://fcior.edu.ru/