Воскресенье, 22.12.2024, 13:18

ПАШИНЦЫ paschinzi@yandex.ru

Календарь
ПнВтСрЧтПтСбВс
Меню сайта
Д.Р. - 15.09.2013г
Карта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Новости региона

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Химия вокруг нас»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности  «Химия вокруг нас» 7 класс

с использованием оборудования центра Точка Роста

Срок реализации 1 год

 

 

Пояснительная записка.

С целью формирования интереса к химии, расширения кругозора обучающихся разработана рабочая программа факультативного курса

«Химия вокруг нас». Он ориентирован на учеников 7 класса, то есть такого возраста, когда интерес к окружающему миру особенно велик, а специальных знаний еще не хватает. Ребенок с рождения окружен различными веществами и должен уметь обращаться с ними.

Главные задачи - развивать мышление, формируя и поддерживая интерес к химии, имеющей огромное прикладное значение, способствовать формированию у учащихся знаний и умений, необходимых в повседневной жизни для безопасного обращения с веществами, используемыми в быту. Мотивировать желание продолжить изучение предмета не только в средней школе, но и в старшей (профильной).

Методы проведения занятий:

учебные занятия с демонстрацией опытов, лабораторными и практическими работами с использованием оборудования центра «Точка Роста»; показы учебных фильмов по химии; презентации.

Использование оборудования «Точка роста» при реализации данной РП позволяет создать условия:

  • для расширения содержания школьного химического образования;
  • для повышения познавательной активности обучающихся в естественно-научной области;
  • для развития личности ребёнка в процессе обучения химии, его способностей, формирования и удовлетворения социально значимых интересов и потребностей;
  • для работы с одарёнными школьниками, организации их развития в различных областях образовательной, творческой деятельности.

Программа рассчитана на 1 час в неделю. Всего 34 часа в год.

Каждое занятие связано с овладением какого-либо практического навыка безопасной работы с веществом и приобретением новых полезных в жизни сведений о веществах. В этом отношении работа на данном курсе будет частью общей работы школы по профессиональной ориентации учащихся.

Планируемые результаты освоения факультативного курса «Химия вокруг нас» с описанием универсальных учебных действий, достигаемых обучающимися

Личностные результаты

Обучающийся получит возможность для формирования следующих личностных УУД:

  • определение мотивации изучения учебного материала;
  • оценивание усваиваемого учебного материала, исходя из социальных и личностных ценностей;
  • повышение своего образовательного уровня и уровня готовности к изучению основных исторических событий, связанных с развитием химии и общества;
  • знание правил поведения в чрезвычайных ситуациях;
  • оценивание социальной значимости профессий, связанных с химией;
  • владение правилами безопасного обращения с химическими веществами и оборудованием, проявление экологической культуры.

Метапредметные результаты Регулятивные

Обучающийся получит возможность для формирования следующих регулятивных УУД:

  • целеполагание, включая постановку новых целей, преобразование практической задачи в познавательную, самостоятельный анализ условий достижения цели на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале;
  • планирование пути достижения целей;
  • установление целевых приоритетов, выделение альтернативных способов достижения цели и выбор наиболее эффективного способа;
  • умение самостоятельно контролировать своё время и управлять им;
  • умение принимать решения в проблемной ситуации;
  • постановка учебных задач, составление плана и последовательности действий;
  • организация рабочего места при выполнении химического эксперимента;

 прогнозирование результатов обучения, оценивание усвоенного материала, оценка качества и уровня полученных знаний, коррекция плана и способа действия при необходимости.

Познавательные

Обучающийся получит возможность для формирования следующих познавательных УУД:

  • поиск и выделение информации;
  • анализ условий и требований задачи, выбор, сопоставление и обоснование способа решения задачи;
  • выбор наиболее эффективных способов решения задачи в зависимости от конкретных условий;
  • выдвижение и обоснование гипотезы, выбор способа её проверки;
  • самостоятельное создание алгоритма деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;
  • умения характеризовать вещества по составу, строению и свойствам;
  • описывание свойств: твёрдых, жидких, газообразных веществ, выделение их существенных признаков;
  • изображение состава простейших веществ с помощью химических формул и сущности химических реакций с помощью химических уравнений;
  • проведение наблюдений, описание признаков и условий течения химических реакций, выполнение химического эксперимента, выводы на основе анализа наблюдений за экспериментом, решение задач, получение химической информации из различных источников;
  • умение организовывать исследование с целью проверки гипотез;
  • умение делать умозаключения (индуктивное и по аналогии) и выводы;
  • умение объективно оценивать информацию о веществах и химических процессах, критически относиться к псевдонаучной информации.

Коммуникативные

Обучающийся получит возможность для формирования следующих коммуникативных УУД:

  • полное и точное выражение своих мыслей в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
  • адекватное использование речевых средств для участия в дискуссии и аргументации своей позиции, умение представлять конкретное содержание с сообщением его в письменной и устной форме, определение способов взаимодействия, сотрудничество в поиске и сборе информации;

 определение способов взаимодействия, сотрудничество в поиске и сборе информации, участие в диалоге, планирование общих способов работы, проявление уважительного отношения к другим учащимся;

  • описание содержания выполняемых действий с целью ориентировки в предметно-практической деятельности;
  • умения учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
  • формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
  • осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
  • планировать общие способы работы; осуществлять контроль, коррекцию, оценку действий партнёра, уметь убеждать;
  • использовать адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей, мотивов и потребностей; отображать в речи (описание, объяснение) содержание совершаемых действий, как в форме громкой социализированной речи, так и в форме внутренней речи;
  • развивать коммуникативную компетенцию, используя средства устной и письменной коммуникации при работе с текстами учебника и дополнительной литературой, справочными таблицами, проявлять готовность к уважению иной точки зрения при обсуждении результатов выполненной работы.

Предметные результаты Обучающийся научится:

  • применять       основные       методы      познания:       наблюдение,        измерение, эксперимент;
  • описывать свойства твёрдых, жидких, газообразных веществ, выделяя их существенные признаки;
  • различать химические и физические явления, называть признаки и условия протекания химических реакций;
  • соблюдать правила безопасной работы при проведении опытов;
  • пользоваться лабораторным оборудованием и посудой;
  • получать, собирать газообразные вещества и распознавать их;
  • характеризовать физические и химические свойства основных классов неорганических соединений, проводить опыты, подтверждающие химические свойства изученных классов неорганических веществ;

 раскрывать смысл понятия «раствор», вычислять массовую долю растворённого вещества в растворе, готовить растворы с определённой массовой долей растворённого вещества;

  • характеризовать зависимость физических свойств веществ от типа кристаллической решётки, определять вид химической связи в неорганических соединениях;
  • составлять уравнения электролитической диссоциации кислот, щелочей, солей и реакций ионного обмена;
  • раскрывать сущность окислительно-восстановительных реакций,
  • проводить опыты по получению и изучению химических свойств различных веществ;
  • грамотно обращаться с веществами в повседневной жизни. Обучающийся получит возможность научиться:
  • выдвигать и проверять экспериментально гипотезы о химических свойствах веществ на основе их состава и строения, их способности вступать в химические реакции, о характере и продуктах различных химических реакций;
  • характеризовать вещества по составу, строению и свойствам, устанавливать причинно-следственные связи между данными характеристиками вещества;
  • использовать приобретённые знания для экологически грамотного поведения в окружающей среде;
  • использовать приобретённые ключевые компетенции при выполнении проектов и решении учебно-исследовательских задач по изучению свойств, способов получения и распознавания веществ;
  • объективно оценивать информацию о веществах и химических процессах;
  • осознавать значение теоретических знаний по химии для практической деятельности человека;
  • создавать модели и схемы для решения учебных и познавательных задач; понимать необходимость соблюдения предписаний, предлагаемых в инструкциях по использованию лекарств, средств бытовой химии и др .

 Содержание программы.

Методы познания в химии. Экспериментальные основы химии

Знакомство с обязанностями и оборудованием рабочего места, обсуждение и корректировка плана работы, предложенного учителем. Правила безопасной работы в кабинете химии, изучение правил техники безопасности и оказания первой помощи, использование противопожарных средств защиты.

Знакомство с основными методами науки. Дать представление о точности измерений цифровых датчиков и аналоговых приборов. Сформировать представление о температуре плавления, обратимости плавления и кристаллизации. Экспериментальное определение дистиллированной и водопроводной воды.

Изучение химических явлений. Изучение явлений при разложении сложных веществ.

Практические и лабораторные работы: лабораторный опыт № 1 «До какой температуры можно нагреть вещество?».

Лабораторный опыт № 2 «Измерение температуры кипения воды с помощью датчика температуры и термометра».

Лабораторный опыт № 3 «Определение температуры плавления и кристаллизации металла».

Лабораторный             опыт       №       4       «Определение          водопроводной          и дистиллированной воды».

Демонстрационный эксперимент № 1 «Выделение и поглощение тепла – признак химической реакции»

Демонстрационный               эксперимент           №        2.        «Разложение           воды электрическим током»

Демонстрационный           эксперимент       №     3.     «Закон      сохранения       массы веществ»

Демонстрационный эксперимент № 4. «Определение состава воздуха»

2. Химические свойства сложных неорганических веществ

Классы неорганических соединений. Основания. Кислоты. Соли. Оксиды. Химические свойства оксидов, кислот, солей, оснований. Содержание кислорода в воздухе. Синтез соли из кислоты и оксида металла. Растворы. Растворимость. Зависимость растворимости от температуры. Концентрация вещества и количественный анализ. Кристаллогидраты.

Практические и лабораторные работы: практическая работа № 2

«Получение медного купороса».

Лабораторный опыт № 5 «Изучение зависимости растворимости вещества от температуры».

Лабораторный опыт № 6 «Наблюдение за ростом кристаллов». Лабораторный опыт № 7 «Пересыщенный раствор».

Практическая работа № 3 «Определение концентрации веществ колориметрическим по калибровочному графику».

Лабораторный опыт № 8 «Определение температуры разложения кристаллогидрата».

Практическая работа № 4 «Определение рН растворов кислот и щелочей».

Лабораторный опыт № 9 «Определение рН различных сред». Лабораторный опыт № 10 «Реакция нейтрализации».

Демонстрационный эксперимент № 5 «Основания. Тепловой эффект реакции гидроксида натрия с углекислым газом».

Лабораторный опыт № 11 «Определение кислотности почвы».

Календарно-тематическое планирование.

 

№ п/п

Тема

Содержание

Вид занятий

Теор.

Практ.

Методы познания в химии. Экспериментальные основы химии (12 часов)

 

 

 

1,2

 

 

 

Введение к курс.

Знакомство с обязанностями и оборудованием рабочего места, обсуждение и корректировка плана работы. Правила безопасной работы в кабинете химии, изучение правил техники безопасности и оказания    первой    помощи,

использование противопожарных средств защиты.

 

 

 

1

 

 

 

1

 

 

 

3,4

 

 

 

Основные методы науки.

Знакомство с основными методами науки. Дать представление о точности измерений цифровых датчиков и аналоговых приборов.

л/ о № 1

«До    какой    температуры    можно нагреть вещество?»/ТБ

л/ о № 2 «Измерение температуры кипения воды с помощью датчика

температуры и термометра»/ТБ.

 

 

 

1

 

 

 

 

1

 

 

5,6

 

Экспериментальные основы химии.

Температура                      плавления, обратимости плавления и кристаллизации.

л/о 3 «Определение температуры плавления и кристаллизации металла»/ТБ

 

 

1

 

 

1

 

7,8

 

Чистые вещества и смеси.

Экспериментальное определение дистиллированной                            и водопроводной  воды.  Л/о  №  4

«Определение водопроводной и дистиллированной воды»/ТБ Д/э №

 

1

 

1

 

 

 

4. «Определение состава воздуха»

 

 

 

9,10

 

Химические явления, их признаки.

Изучение химических явлений. Д/э№ 1 «Выделение и поглощение тепла  –  признак  химической

реакции». Д/э № 3. «Закон сохранения массы веществ».

 

1

 

1

 

11,12

 

Реакции разложения.

Изучение явлений при разложении сложных       веществ.       Д/э№       2.

«Разложение воды электрическим током».

 

 

1

 

1

2. Химические свойства сложных неорганических веществ (22часов).

13,14

Классы неорганических соединений.

Основания. Кислоты. Соли. Оксиды.

1

1

15,16

Тепловые

эффекты реакций.

Д/э № 5 «Тепловой эффект реакции гидроксида натрия с углекислым

газом».

1

1

17,18,

19

Растворы. Растворимость.

Л/о№ 6 «Наблюдение за ростом кристаллов».

Л/о № 7 «Пересыщенный раствор».

Л/о № 9 «Определение рН различных сред».

2

1

20,21

Практическая работа № 4

Определение рН растворов кислот и щелочей

1

1

22, 23

Зависимость

растворимости

от температуры.

Л/о № 5 «Изучение зависимости растворимости вещества от

температуры»

1

1

24,25,

26

Концентрация вещества и количественный

анализ.

Л/о № 11 «Определение кислотности почвы»

2

1

27, 28

Практическая работа

№ 3

Определение концентрации

веществ колориметрическим по

калибровочному графику.

1

1

29,30

Химические свойства оксидов, кислот, солей,

оснований.

Синтез соли из кислоты и оксида металла. Л/о № 10 «Реакция

нейтрализации».

1

1

31,

32

Практическая работа № 2

Получение медного купороса.

1

1

33,

34

Кристаллогидраты.

Л/о № 8 «Определение температуры разложения кристаллогидрата».

1

1

Итого

34

18

16

 

Список литературы:

  1. Гроссе Э., Вайсмантель Х. Химия для любознательных.

Основы химии и занимательные опыты. ГДР. 1974. Пер. с нем. — Л.: Химия, 1979. — 392 с.

  1. Дерпгольц В. Ф. Мир воды. — Л.: Недра, 1979. — 254 с.

Леенсон И. А. 100 вопросов и ответов по химии: Материалы

для школьных рефератов, факультативных занятий и семинаров: Учебное пособие. — М.: «Издательство АСТ»: «Издательство Астрель», 2002. — 347 с.

  1. Петрянов И. В. Самое необыкновенное вещество в мире. — М.: Педагогика, 1976. — 96 с.
  2. Стрельникова Л. Н. Из чего всё сделано? Рассказы о веществе. М.: Яуза-пресс. 2011. — 208 с.
  3. Фарадей М. История свечи: Пер. с англ./Под ред. Б. В. Новожилова.

— М.: Наука. Главная редакция физико-математической литературы,1980. — 128 с., ил. — (Библиотечка «Квант»).

  1. Энциклопедия для детей. Т. 17. Химия / Глав. ред.В. А. Володин, вед. науч. ред. И. Леенсон. — М.: Аванта +, 2003. — 640 с.