РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «Занимательная физика»
Класс: 7-9
Срок реализации 1 год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Занимательная физика» «Точка Роста» основной школы составлена на основе:
- ФГОС ООО ГБОУ СО «СОШ п.Алексеевка Хвалынского района имени В.М. Пашина»
- ООП ООО ГБОУ СО «СОШ п.Алексеевка Хвалынского района имени В.М. Пашина»
- Методические рекомендации по созданию и функционированию в общеобразовательных организациях, расположенных в сельской местности и малых городах, центров образования естественно-научной и технологической направленностей («Точка роста») (Утверждены распоряжением Министерства просвещения Российской Федерации от от 25.11.2022 № ТВ-2610/02)
- Рабочая программа по физике 7-9 кл.
При реализации программы используется УМК «Физика7-9класс» Перышкин А.В. Учебник для общеобразовательных учреждений. - М.: Дрофа, 2021 г
Учебное содержание курса физика включает: 34 ч, 1 ч в неделю;
При реализации данной программы учитывается, соблюдаются следующие принципы:
- доступность излагаемого материала;
- минимум объема информации;
- дифференцированный подход
- наглядность;
- максимальное выполнение самостоятельной части работы изучаемого материала на занятиях
- ориентирование обучающихся на задания базового уровня сложности
Программа рассчитана на один год обучения – 1 ч в неделю, всего - 34ч. Программа направлена на формирование у учащихся основной школы достаточно широкого представления о физической картине мира.
Рабочая программа разработана с учётом целей и задач образовательного центра ГБОУ СО «СОШ п.Алексеевка Хвалынского района имени В.М. Пашина» "Точка роста".
Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта и дает распределение учебных часов по разделам курса 7 -9 класса с учетом меж предметных связей, возрастных особенностей учащихся, определяет минимальный набор опытов, демонстрируемых учителем в классе и лабораторных, выполняемых учащимися.
Целью программы занятий внеурочной деятельности по физике «Занимательная физика», для учащихся 7-9х классов являются:
- развитие у учащихся познавательных интересов, интеллектуальных и творческих
способностей в процессе решения практических задач и самостоятельного приобретения новых знаний;
- формирование и развитие у учащихся ключевых компетенций – учебно –
познавательных, информационно-коммуникативных, социальных, и как следствие - компетенций личностного самосовершенствования;
- формирование предметных и метапредметных результатов обучения, универсальных учебных действий.
- воспитание творческой личности, способной к освоению передовых технологий
Особенностью внеурочной деятельности по физике является то, что она направлена на достижение обучающимися в большей степени личностных и метапредметных
результатов.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ освоения учебного предмета
Занятия внеурочной деятельности по физике «Занимательная физика», для учащихся 7-9х классов обусловливает следующие достижения:
Личностных результатов:
- формирование познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
- самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений;
- приобретение умения ставить перед собой познавательные цели, выдвигать гипотезы, доказывать собственную точку зрения;
- приобретение положительного эмоционального отношения к окружающей природе и самому себе как части природы.
- формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной, учебно- исследовательской деятельности;
- формирование ценностных отношений друг к другу, учителю, авторам открытий и изобретений, результатам обучения;
- формирование самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений;
-формирование бережного отношения к окружающей среде;
Метапредметных результатов:
- овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, постановки целей, планирования, самоконтроля и оценки результатов своей деятельности, умениями предвидеть возможные
результаты своих действий;
- приобретение опыта самостоятельного поиска анализа и отбора информации с использованием различных источников, новых информационных технологий для решения экспериментальных задач;
- формирование умений работать в группе с выполнением различных социальных ролей, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию;
- овладение экспериментальными методами решения задач.
Предметных результатов:
- умение пользоваться методами научного познания, проводить наблюдения, планировать и проводить эксперименты, обрабатывать результаты измерений;
- научиться пользоваться измерительными приборами (весы, динамометр, термометр),
- собирать несложные экспериментальные установки для проведения простейших опытов;
- развитие элементов теоретического мышления на основе формирования умений устанавливать факты, выделять
главное в изучаемом явлении, выявлять причинно-следственные связи между величинами, которые его характеризуют выдвигать гипотезы, формулировать выводы;
- развитие коммуникативных умений: докладывать о результатах эксперимента, кратко и точно отвечать на вопросы,
использовать справочную литературу и другие источники информации; - овладение понятийным аппаратом и символическим языком физики;
- понимание возрастающей роли естественных наук и научных исследований в современном мире, постоянного процесса эволюции научного знания, значимости международного научного сотрудничества;
- приобретение опыта применения научных методов познания, наблюдения физических явлений, проведения опытов, простых экспериментальных исследований, прямых и косвенных измерений с использованием цифровых измерительных приборов.
Содержание
Название разделов и тем |
Содержание учебной темы |
Темы лабораторных и практических работ, самостоятельных работ и т.п. (в зависимости от предмета) |
Оборудование
ЦОР |
Введение |
Вводное занятие. Цели и задачи курса. Техника безопасности. Знакомство с цифровой лабораторией «Точка роста» |
|
Цор https://resh.edu.ru/ https://cifra.school Оборудование: компьютер, проектор Цифровая лаборатория «Точка роста» (датчик времени,давления, температуры) |
Роль эксперимента в жизни человека |
Система единиц, понятие о прямых и косвенных измерениях. Физический эксперимент. Виды физического эксперимента. Погрешность измерения. Виды погрешностей измерения. Расчёт погрешности измерения. Лабораторная работа «Измерение цены деления приборов: амперметра, вольтметра, манометра». Правила оформления лабораторной работы. |
Лабораторная работа «Измерение цены деления приборов: амперметра, вольтметра, манометра». |
Оборудование: приборы: амперметр, вольтметр, манометр. Цифровая лаборатория «Точка роста» |
Первоначальные сведения о строении вещества |
Кристаллы и аморфные тела. Виды кристаллических решёток. Исследование аморфных тел Лабораторная работа «Сравнение внутреннего строения твёрдых тел». Диффузия. Лабораторная работа «Измерение скорости диффузии». |
Лабораторная работа «Сравнение внутреннего строения твёрдых тел» Лабораторная работа «Измерение скорости диффузии» |
ЦОР https://resh.edu.ru/ https://www.yaklass.ru/ 0борудование: компьютер, проектор, презентация: «Кристаллические и аморфные тела» Цифровая лаборатория «Точка роста» (электронный микроскоп), коллекция кристаллов, парафин. |
Тепловые явления |
Тепловое движение. Термометр. Связь температуры тела со скоростью движения его молекул. Внутренняя энергия. Практическая работа «Получение теплоты при трении и ударе» Виды теплопередачи. Практическая работа «Исследование изменения со временем температуры остывающей воды» «Изучение процесса кипения» Практическая работа «Изучение испарения воды с течением времени» |
Практическая работа «Исследование изменения со временем температуры остывающей воды» Практическая работа «Изучение испарения воды с течением времени» Практическая работа «Получение теплоты при трении и ударе» Практическая работа «Изучение процесса кипения» |
ЦОР https://resh.edu.ru/ https://www.yaklass.ru/ Оборудование:лабораторны й комплект «Тепловые явления» Цифровая лаборатория «Точка роста» (датчик температур) |
Механика |
Понятие сила. Сила упругости, сила трения Лабораторная работа «Изучение колебаний пружинного маятника». Лабораторная работа «Определение давления жидкости» |
Лабораторная работа «Изучение колебаний пружинного маятника» Лабораторная работа «Определение давления жидкости» |
ЦОР https://resh.edu.ru/ » Цифровая лаборатория «Точка роста» (датчик ускорения, датчик температуры) |
Световые явления. |
Уровни освещённости различных природных объектов. Влияние освещённости на различные биологические процессы. Наблюдение оптических явлений: отражения, преломления, дисперсии (лабораторные опыты). Лабораторная работа» Исследование естественной освещённости класса» |
Лабораторная работа» Исследование естественной освещённости класса» |
ЦОР Оборудование: лабораторный комплект по оптике. Цифровая лаборатория «Точка роста» (датчик освещённости) |
Тематическое планирование
Название темы |
Кол-во часов |
Планируемые образовательные результаты ученик (научится/получит возможность научиться) |
Реализация рабочей программы воспитания |
Введение |
1 |
Ученик научится -распознавать механические явления и объяснять на основе имеющихся знаний основные свойства получит возможность научиться -использовать знания в практике |
-к природе как источнику жизни на Земле, основе самого ее существования, нуждающейся в защите и постоянном внимании со стороны человека
физических знаний и научных доказательств;
- к знаниям как интеллектуальному ресурсу, обеспечивающему будущее человека, как результату кропотливого, но увлекательного учебного труда
|
Роль эксперимента в жизни человека |
2 |
Ученик научится -распознавать механические явления и объяснять на основе имеющихся знаний основные свойства получит возможность научиться -использовать знания о |
|
Первоначальные сведения о строении вещества |
4 |
Ученик научится -распознавать Кристаллы и аморфные тела. Виды кристаллических решёток. Лабораторная работа «Сравнение внутреннего строения твёрдых тел» получит возможность научиться -использовать знания о свойствах твёрдых тел при решении качественных и аналитических задач. |
|
Тепловые явления |
|
Ученик научится -распознавать механические явления и объяснять на основе имеющихся знаний основные свойства Тепловое движение. Термометр. Связь температуры тела со скоростью движения его молекул. Внутренняя энергия. Практическая работа «Получение теплоты при трении и ударе» Виды теплопередачи. Практическая работа «Исследование изменения со временем температуры остывающей воды» «Изучение процесса кипения»Практическая работа «Изучение испарения воды с течением времени» получит возможность научиться -использовать знания о тепловых явлениях при решении задач. |
-к природе как источнику жизни на Земле, основе самого ее существования, нуждающейся в защите и постоянном внимании со стороны человека
физических знаний и научных доказательств;
- к знаниям как интеллектуальному ресурсу, обеспечивающему будущее человека, как результату кропотливого, но увлекательного учебного труда
|
Механика |
14 |
Ученик научится -распознавать механические явления и объяснять на основе имеющихся знаний основные свойства или условия протекания этих явлений: трения, упругости тел, гидростатического давления -описывать изученные свойства тел, используя физические величины: коэффициент жёсткости, давления. получит возможность научиться -использовать знания о механических явлениях в повседневной жизни для обеспечения безопасности при обращении с приборами и техническими устройствами, для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в окружающей среде; |
-к природе как источнику жизни на Земле, основе самого ее существования, нуждающейся в защите и постоянном внимании со стороны человека
физических знаний и научных доказательств;
- к знаниям как интеллектуальному ресурсу, обеспечивающему будущее человека, как результату кропотливого, но увлекательного учебного труда
|
Световые явления. |
7 |
Ученик научится --описывать закон прямолинейного распространения света, закон отражения света, закон преломления света; получит возможность научиться -использовать знания о световых явлениях в повседневной жизни. |
-к природе как источнику жизни на Земле, |
|
|
|
основе самого ее существования, нуждающейся в защите и постоянном внимании со стороны человека
физических знаний и научных доказательств;
- к знаниям как интеллектуальному ресурсу, обеспечивающему будущее человека, как результату кропотливого, но увлекательного учебного труда
|
Календарно-поурочное планирование
Дата (планируемая/ фактическая) 7-9 класс |
№ (п/п) |
Тема урока |
Лабораторные и практические работы и т.п. (в зависимости от предмета) |
Используемое оборудование ЦОР на уроке (можно заполнять в течение года) |
|
1 |
Физика – фундаментальная наука о природе. Методы научного исследования физических явлений. Вводное занятие. курса. Техника безопасности. Знакомство с цифровой лабораторией «Точка роста». |
|
ЦОР |
|
2 |
Система единиц, понятие о прямых и косвенных измерениях. Физический эксперимент. Виды физического эксперимента. Правила оформления лабораторной работы. |
|
ЦОР |
|
3 |
Погрешность измерения. Виды погрешностей измерения. Расчёт погрешности измерения. Лабораторная работа «Измерение цены деления приборов: амперметра, вольтметра, манометра». |
Лабораторная работа №1«Измерение цены деления приборов: амперметра, вольтметра, манометра.». |
ЦОР Оборудование: приборы: амперметр, вольтметр, манометр. Цифровая лаборатория «Точка роста» |
|
4 |
Кристаллы и аморфные тела. Виды кристаллических решёток. Лабораторная работа «Сравнение внутреннего строения твёрдых тел». |
Лабораторная работа «Сравнение внутреннего строения кристаллов ». |
ЦОР Оборудование: набор демонстрационный «Механика», компьютер, проектор Цифровая лаборатория «Точка роста» (электронный микроскоп) |
|
5 |
Аморфные тела Экспериментальная работа № 1 «Исследование аморфных тел» |
Экспериментальная работа № 1 «Исследование аморфных тел» |
ЦОР Оборудование: набор демонстрационный «Механика», компьютер, проектор Цифровая лаборатория «Точка роста» (электронный микроскоп) |
|
6 |
Диффузия. Лабораторная работа «Измерение скорости диффузии». |
Лабораторная работа «Измерение скорости диффузии». |
ЦОР Оборудование: лаборатория«Точка роста» ( электронный секундомер) |
|
7 |
Экспериментальная работа № 5 «Измерение толщины листа бумаги». |
Экспериментальная работа № 5 «Измерение толщины листа бумаги». |
ЦОР Оборудование: Микрометр , лист А-4, лист тетради. |
|
8 |
Применение данных физических понятий в жизнедеятельности человека. Понятие инерции и инертности. Центробежная сила. |
|
ЦОР |
|
9 |
Сила упругости, сила трения |
|
ЦОР |
|
10 |
Лабораторная работа «Исследование зависимости силы упругости, возникающей в пружине, от степени деформации пружины». |
Лабораторная работа «Исследование зависимости силы упругости, возникающей в пружине, от степени деформации пружины». |
ЦОР Оборудование: лабораторный комплект «Механика» |
|
11 |
Экспериментальная работа № 12 «Сложение сил, направленных по одной прямой». |
Экспериментальная работа № 12 «Сложение сил, направленных по одной прямой». |
ЦОР Оборудование: «Точка роста» (датчик силы) |
|
12 |
Экспериментальная работа № 11 «Определение массы воздуха в комнате». |
Первичный инструктаж по технике безопасности |
Оборудование: измерительная лента, таблица плотностей газов. |
|
13 |
Решение нестандартных задач. |
|
ЦОР |
|
14 |
Решение нестандартных задач. |
|
ЦОР |
|
15 |
Экспериментальная работа № 8 «Измерение плотности куска сахара». |
Экспериментальная работа № 8 «Измерение плотности куска сахара». |
ЦОР |
|
16 |
Вычисление силы, с которой атмосфера давит на поверхность стола. |
|
|
|
17 |
Определение объема куска льда. |
|
ЦОР |
|
18 |
Нестандартный физический эксперимент давление жидкостей «Гидрофонтан» |
|
ЦОР |
|
19 |
Нестандартный физический эксперимент давление жидкостей . «Зависимость температуры кипения от давления» |
|
ЦОР |
|
20 |
Нестандартный физический эксперимент давление жидкостей .Плавание тела на различных высотах столба жидкости» |
|
ЦОР |
|
21 |
Образование вязкой жидкости. |
|
ЦОР |
|
22 |
Наглядность поведения веществ в магнитном поле. Действие магнитного поля на жидкости |
|
ЦОР |
|
23 |
Магнитная аномалия. Магнитные бури. |
|
ЦОР |
|
24 |
Анализ таблиц, графиков, схем. Поиск объяснения наблюдаемым событиям. |
|
|
|
25 |
Решение нестандартных задач. |
|
ЦОР |
|
26 |
Решение нестандартных задач. |
|
ЦОР |
|
27 |
Закон отражения. Плоское зеркало» |
|
ЦОР |
|
28 |
Практическая работа № 6 «Исследование отражения света. |
|
ЦОР Оборудование: лабораторный комплект «Оптика» |
|
29 |
Экспериментальная работа «Исследование закона преломления света» |
|
ЦОР Оборудование: лабораторный комплект «Оптика» |
|
30 |
Решение задач на тему «Расчет фокусного расстояния линзы» |
|
ЦОР |
|
31 |
Практическое применение оптических приборов. |
|
ЦОР |
|
32 |
Практическая работа №7 «Оптические приборы». |
|
ЦОР |
|
33 |
Лабораторная работа «Изготовление работающей системы блоков». |
|
Оборудование: лабораторный комплект «Статика» |
|
34 |
Итоговое занятие |
|
|