Воскресенье, 24.11.2024, 06:11

ПАШИНЦЫ paschinzi@yandex.ru

Календарь
ПнВтСрЧтПтСбВс
Меню сайта
Д.Р. - 15.09.2013г
Карта
Статистика

Онлайн всего: 5
Гостей: 5
Пользователей: 0
Новости региона

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Зеленая лаборатория»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА дополнительного образования, естественно-научной  и технологической направленности «Зеленая лаборатория»

 для 6 классов

с использованием оборудования центра «Точка роста»

Пояснительная записка

Современный учебный процесс направлен не столько на достижение результатов в области предметных знаний, сколько на личностный рост ребенка. Обучение по новым образовательным стандартам предусматривает организацию внеурочной деятельности, которая способствует раскрытию внутреннего потенциала каждого ученика, развитие и поддержание его таланта.

Одним из ключевых требований к биологическому образованию в современных условиях и важнейшим компонентов реализации ФГОС является овладение учащимися практическими умениями и навыками, проектно – исследовательской деятельностью. Программа

«Практическая биология» направлена на формирование у учащихся 6 классов интереса к изучению биологии, развитие практических умений, применение полученных знаний на практике, подготовка учащихся к участию в олимпиадном движении.

На дополнительных занятиях по биологии в 6 классах закладываются основы многих практических умений школьников, которыми они будут пользоваться во всех последующих курсах изучения биологии. Количество практических умений и навыков, которые учащиеся должны усвоить на уроках «Биологии» в 6 классах достаточно велико, поэтому внеурочная деятельность будет дополнительной возможностью для закрепления и отработки практических умений учащихся.

Программа способствует ознакомлению с организацией коллективного и индивидуального исследования, обучению в действии, позволяет чередовать коллективную и индивидуальную деятельность. Теоретический материал включает в себя вопросы, касающиеся основ проектно-исследовательской деятельности, знакомства со структурой работы.

 

Цель и задачи программы

Цель: создание условий для успешного освоения учащимися практической составляющей школьной биологии и основ исследовательской деятельности. Задачи:

  • Формирование системы научных знаний о системе живой природы и начальных представлений о биологических объектах, процессах, явлениях, закономерностях;
  • приобретение опыта использования методов биологической науки для проведения несложных биологических экспериментов;
  • развитие умений и навыков проектно – исследовательской деятельности;
  • подготовка учащихся к участию в олимпиадном движении;
  • формирование основ экологической грамотности.

 

При организации образовательного процесса необходимо обратить внимание на следующие аспекты:

  • создание портфолио ученика, позволяющее оценивать его личностный рост; использование личностно-ориентированных технологий (технология развития критического мышления, технология проблемного обучения, технология обучения в сотрудничестве, метод проектов);
  • организация проектной деятельности школьников и проведение мини-

конференций, позволяющих школьникам представить индивидуальные (или групповые) проекты по выбранной теме.

 

Формы проведения занятий:

практические и лабораторные работы, экскурсии, эксперименты, наблюдения, коллективные и индивидуальные исследования, самостоятельная работа, консультации, проектная и исследовательская деятельность, в том числе с использованием ИКТ.

 

Методы контроля: защита исследовательских работ, мини-конференция с презентациями, доклад, выступление, презентация, участие в конкурсах исследовательских работ, олимпиадах.

 

Требования к уровню знаний, умений и навыков по окончанию реализации программы:

  • иметь представление об исследовании, проекте, сборе и обработке информации, составлении доклада, публичном выступлении;
  • знать, как выбрать тему исследования, структуру исследования;
  • уметь видеть проблему, выдвигать гипотезы, планировать ход исследования, давать определения понятиям, работать с текстом, делать выводы;
  • уметь работать в группе, прислушиваться к мнению членов группы, отстаивать собственную точку зрения;
  • владеть планированием и постановкой биологического эксперимента.

 

Ожидаемые результаты

Личностные результаты:

  • знания основных принципов и правил отношения к живой природе;
  • развитие познавательных интересов, направленных на изучение живой природы;
  • Развитие интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и другое);
  • эстетического отношения к живым объектам.

 

Метапредметные результаты:

  • овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности: умение видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения

понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;

  • умение работать с разными источниками биологической информации, анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую;
  • умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.

 

Предметные результаты:

  1. В познавательной (интеллектуальной) сфере:

выделение существенных признаков биологических объектов и процессов;

    • классификация — определение принадлежности биологических объектов к определенной систематической группе;
    • объяснение роли биологии в практической деятельности людей;
    • сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения;
    • умение работать с определителями, лабораторным оборудованием;

 

    • овладение методами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов.
  1. В ценностно-ориентационной сфере:
    • знание основных правил поведения в природе;
    • анализ и оценка последствий деятельности человека в природе.
  2. В сфере трудовой деятельности:
    • знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии;
    • соблюдение правил работы с биологическими приборами и инструментами.
  3. В эстетической сфере:
    • овладение умением оценивать с эстетической точки зрения объекты живой природы.

 

Содержание программы

Введение. План работы и техника безопасности при выполнении лабораторных работ.

Раздел 1. Лаборатория (5 часов)

Методы научного исследования. Лабораторное оборудование и приборы для научных исследований. История изобретения микроскопа, его устройство и правила работы. Техника приготовления временного микропрепарата. Рисуем по правилам: правила биологического рисунка.

Практические и лабораторные работы: Устройство микроскопа Приготовление и рассматривание

Микропрепаратов

Зарисовка биологических объектов

Проектно-исследовательская деятельность:

Мини - исследование «Микромир» (работа в группах с последующей презентацией).

Раздел 2. Практическая ботаника (8 часов)

Фенологические наблюдения. Ведение дневника наблюдений. Гербарий: оборудование, техника сбора, высушивания и монтировки. Правила работа с определителями (теза, антитеза). Морфологическое описание растений по плану. Редкие и исчезающие растения Саратовской области.

Практические и лабораторные работы: Морфологическое описание растений

Определение растений по гербарным образцам и в безлиственном состоянии Монтировка гербария

Проектно-исследовательская деятельность:

Создание каталога «Видовое разнообразие растений пришкольной территории» Проект «Редкие растения Саратовской области»

Раздел 3. Практическая зоология (8 часов)

Знакомство с системой живой природы, царствами живых организмов. Отличительные признаки животных разных царств и систематических групп. Жизнь животных: определение животных по следам, продуктам жизнедеятельности. Описание внешнего вида животных по плану. О чем рассказывают скелеты животных (палеонтология). Пищевые цепочки. Жизнь животных зимой. Подкормка птиц.

 

Практические и лабораторные работы:

Работа по определению животных Составление пищевых цепочек

Определение экологической группы животных по внешнему виду Фенологические наблюдения «Зима в жизни растений и животных»

Проектно-исследовательская деятельность:

Мини - исследование «Птицы на кормушке»

Проект «Красная книга животных Саратовской области»

Раздел 4. Биопрактикум (13 часов)

Учебно-исследовательская деятельность. Как правильно выбрать тему, определить цель и задачи исследования. Какие существуют методы исследований. Правила оформления результатов. Источники информации (библиотека, интернет-ресурсы). Как оформить письменное сообщение и презентацию. Освоение и отработка методик выращивания биокультур. Выполнение самостоятельного исследования по выбранному модулю. Представление результатов на конференции. Отработка практической части олимпиадных заданий с целью диагностики полученных умений и навыков.

Практические и лабораторные работы:

Работа с информацией (посещение библиотеки) Оформление доклада и презентации по определенной теме

Проектно-исследовательская деятельность:

Модуль «Физиология растений»

Движение растений

Влияние стимуляторов роста на рост и развитие растений Прорастание семян

Влияние прищипки нарост корня

Модуль «Микробиология»

Выращивание культуры бактерий и простейших

Влияние фитонцидов растений на жизнедеятельность бактерий

Модуль «Микология»

Влияние дрожжей на укоренение черенков

Модуль «Экологический практикум»

Определение степени загрязнения воздуха методом биоиндикации Определение запыленности воздуха в помещениях

 

 

Тематический план

 

Название раздела

Количество часов

Введение

1

Лаборатория Левенгука

5

Практическая ботаника

8

Практическая зоология

8

Биопрактикум

12

Итого

34

 

Календарно-тематическое планирование

Дата

№ п/п

Тема занятий

Форма проведения

 

1

Вводный инструктаж по ТБ при проведении Лабораторных работ.

Беседа

Лаборатория Левенгука (5часов)

 

2

Приборы для научных исследований. Лабораторное оборудование

Практическая работа

«Изучение приборов для научных исследований лабораторного оборудования»

 

3

Знакомство с устройством микроскопа.

Практическая работа «Изучение устройства увеличительных приборов»

 

4-

5

Техника биологического рисунка Приготовления микропрепаратов

Лабораторный практикум

««Приготовление и рассматривание микропрепаратов. Зарисовка биологических объектов».

 

6

Мини-исследование «Микромир»

Рассматривание клеток организмов на готовых микропрепаратах с использованием цифрового микроскопа»

Практическая ботаника (8 часов)

 

7

Фенологические наблюдения «Осень в жизни растений»

Экскурсия

 

8

Техника сбора, высушивания и монтировки гербария

Практическая работа «Техника

сбора, высушивания и монтировки гербария»

 

9

Определяем и классифицируем

Практическая работа «Определение

растений по гербарным образцам».

 

10

Морфологическое описание растений

Практическая работа

«Морфологическое описание растений (работа с информационными карточками).

 

11

Определение растений в безлиственном состоянии

Практическая работа «Определение растений в безлиственном состоянии».

 

12-

13

Создание каталога «Видовое разнообразие

растений пришкольной территории»

Проектная деятельность

 

14

Редкие растения Саратовской области

Проектная деятельность

Практическая зоология (8 часов)

 

15

Система животного мира

Творческая мастерская

 

16

Определяем и классифицируем

Практическая работа по

определению животных

 

17

Определяем животных по следам и контуру

Практическая работа «Определение животных по следам и контуру»

 

18

Определение экологической группы животных по внешнему виду

Лабораторный практикум

«Определение экологической группы животных по внешнему виду».

 

 

19

Практическая орнитология. Мини- исследование «Птицы на кормушке»

Работа в группах: исследование

«Птицы на кормушке». Составление пищевых цепочек

 

20-

21

Проект «Красная книга животных Саратовской области»

Проектная деятельность

 

22

Фенологические наблюдения «Зима в жизни растений и животных»

Экскурсия «Фенологические

наблюдения «Зима в жизни растений и животных».

Биопрактикум (12 часов)

 

23

Как выбрать тему для исследования. Постановка целей и задач.

Теоретическое занятие

 

24

Источники информации

Практическая работа

 

25

Как оформить результаты исследования

Теоретическое занятие

 

26

Физиология растений

Исследовательская деятельность:

Движение растений. Влияние стимуляторов роста на рост и развитие растений.

 

27

Физиология растений

Исследовательская деятельность:: Прорастание семян. Влияние прищипки на рост корня.

 

28

Микробиология

Исследовательская деятельность: Выращивание культуры бактерий и простейших. Влияние фитонцидов растений на жизнедеятельность

бактерий.

 

29

Микология

Исследовательская деятельность:

Влияние дрожжей на укоренение черенков.

 

30

Экологический практикум.

Исследовательская деятельность:

Определение степени загрязнения воздуха методом биоиндикации.

 

31

Экологический практикум.

Исследовательская деятельность:

Определение запыленности воздуха в помещениях.

 

32-

33

Подготовка к отчетной конференции

Создание презентаций, докладов

 

34

Отчетная конференция

Итоговое занятие

Презентация работ

 

 

Итого: 34 часов

 

 

Учебно-методическое обеспечение программы

Методика обучения по программе состоит из сочетания лекционного изложения теоретического материала с наглядным показом иллюстрирующего материала и приемов решения практических задач. Обучающиеся закрепляют полученные знания путем самостоятельного выполнения практических работ. Для развития творческого мышления и навыков аналитической деятельности педагог проводит занятия по презентации творческих и практических работ, мозговые штурмы, интеллектуальные игры.

Материально-техническое обеспечение программы

Организационные условия, позволяющие реализовать содержание дополнительной образовательной программы «Практическая биология» предполагают наличие оборудования центра «Точка роста»:

  • цифровая лаборатория по биологии;
  • микроскоп цифровой;
  • комплект посуды и оборудования для ученических опытов;
  • комплект гербариев демонстрационный;
  • комплект коллекции демонстрационный (по разным темам);
  • мультимедийного оборудования (компьютер, ноутбук, проектор, флэш- карты, экран, средства телекоммуникации (локальные школьные сети, выход в интернет).

Дидактическое обеспечение предполагает наличие текстов разноуровневых заданий, тематических тестов по каждому разделу темы, инструкций для выполнения практических работ.

 

Литература

1. Дольник В.Р. Вышли мы все из природы. Беседы о поведении человека в компании птиц, зверей и детей. — М.: БШКАРКЕ88, 1996.

2. Лесные травянистые растения. Биология и охрана: справочник. - М.: Агропромиздат, 1988.

3.Петров В.В. Растительный мир нашей Родины: кн. для учителя. -2-е изд., доп. — М.: Просвещение, 1991.

4.Самкова В.А. Мы изучаем лес. Задания для учащихся 3— 5 классов //Биология в школе. - 2003. - № 7; 2004. - № 1, 3, 5, 7.

5.Чернова Н.М. Лабораторный практикум по экологии. — М.: Просвещение, 1986.

 

Интернет-ресурсы

http://www.sci.aha.ru/ATL/ra21c.htm — биологическое разнообразие России. http://www.wwf.ru — Всемирный фонд дикой природы (WWF).

http://edu.seu.ru/metodiques/samkova.htm — интернет-сайт «Общественные ресурсы образования» http://www.ecosystema.ru — экологическое образование детей и изучение природы России.

 

Методическое обеспечение и Техническое оснащение (оборудование):

Компьютер; Мультимедийный проектор; Микроскопы; Цифровая лаборатория; Оборудование для опытов и экспериментов.